Все о минерально-сырьевом комплексе
России и мира

Новые идеи в недропользовании - баланс интересов центра, регионов и бизнеса

Динамика цен на золото и объемов ГРР на металлические полезные ископаемые в мире (1990-2006) *** Размер изображения уменьшен. Нажмите, чтобы увидеть полноразмерное изображение с полным качеством

Рис. 1. Динамика цен на золото и медь и объемов ГРР на металлические полезные ископаемые в мире (1989-2007)

Долгосрочное развитие добывающих отраслей промышленности невозможно без проведения геологоразведочных работ (ГРР). В России на протяжении последних 15 лет по многим видам полезных ископаемых годовые приросты запасов не восполняют их погашения при добыче, остро ощущается недостаток объектов, подготовленных для разведки, а количество компаний, ведущих ГРР, несопоставимо с огромным минерагеническим потенциалом страны.

Надо признать, что исполнительная и законодательная власти нашей страны принимают энергичные меры, чтобы переломить ситуацию. Объемы финансирования ГРР за счет средств федерального бюджета в последние годы выросли вчетверо, приняты многочисленные поправки в действующее законодательство о недрах и подзаконные нормативные правовые акты, призванные стимулировать геологоразведочную активность компаний.

Риски геологоразведочных работ *** Размер изображения уменьшен. Нажмите, чтобы увидеть полноразмерное изображение с полным качеством

Рис. 2. Риски геологоразведочных работ

Однако эффект от всех этих мероприятий явно не соответствует замыслам авторов. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо четко представлять себе специфику ГРР и их отличие от иных сфер бизнеса, которые, на наш взгляд, можно свести к следующим позициям.

С одной стороны, ГРР свойственен высокий риск потери финансовых средств, связанный, прежде всего, с недостаточным геологическим знанием. С другой стороны, в случае открытия нового месторождения, компания может не только компенсировать все понесенные затраты, но и получить немыслимую в иных отраслях прибыль. Примеров тому масса. Далее, ГРР имеют чисто затратный характер, так как от начала поисковых работ до начала продаж горной продукции и получения первой прибыли проходят многие годы и даже десятилетия. Ну, и конечно же, ГРР – это очень наукоемкий бизнес, успех которого в огромной степени зависит от ума, опыта и знаний исполнителей работ.

Структура мирового геологоразведочного бизнеса *** Размер изображения уменьшен. Нажмите, чтобы увидеть полноразмерное изображение с полным качеством

Рис. 3. Структура мирового геологоразведочного бизнеса

Все эти особенности не могли не сказаться на организации геологоразведочного бизнеса в сырьевых странах с развитой рыночной экономикой, где значительную часть ГРР на твердые полезные ископаемые выполняют небольшие независимые, так называемые юниорные компании. Они, как правило, даже не предполагают заниматься добычей, а ставят перед собой иную цель: найти месторождение, резко повысить рыночную стоимость участка недр, продать его с максимальной выгодой крупной горной компании и заняться следующим участком.

На наш взгляд, решить проблему интенсификации поисковых работ на твердые полезные ископаемые в России можно, лишь создав условия для формирования малого геологоразведочного бизнеса – юниорных компаний, аналогичных канадским и австралийским, которые в рамках действующего законодательства о недрах не могут возникнуть в принципе. Попробуем понять, почему?

Любой бизнес, и геологоразведочный в том числе, стремится работать в комфортных условиях. Уровень налогообложения, стоимость рабочей силы, наличие политических рисков, степень криминализации общества; все это анализируется инвестором при выборе объектов вложения капитала. В процессе планирования ГРР, помимо общих факторов, учитываются также геологические перспективы, особенности правового регулирования и государственного управления в геологоразведке и смежных областях. Не касаясь геологических особенностей, с которыми у России все в порядке, попробую сформулировать четыре основные организационно-правовые проблемы, которые должна решить компания, приступающая к ГРР на твердые полезные ископаемые.

Четыре столпа геологоразведки *** Размер изображения уменьшен. Нажмите, чтобы увидеть полноразмерное изображение с полным качеством

Рис. 4. Четыре столпа геологоразведки

Во-первых, в связи с длительностью геологоразведочного цикла, компании, проводящие ГРР, вправе рассчитывать на особый подход к налогообложению их бизнеса. Во-вторых, небольшие независимые геологоразведочные компании не могут финансировать ГРР за счет собственных средств (их у них просто нет) и не могут получить кредит в банке (без залога не дают). Следовательно, у них остается один путь – привлечение средств на рынке рискового капитала. В-третьих, большое значение имеет система получение прав пользования недрами и возможность их рыночного оборота. Для компаний, которые изначально не предполагают доводить объект до эксплуатационной стадии, этот фактор вообще играет определяющую роль. В-четвертых, на инвестиционную привлекательность геологоразведочного бизнеса прямо влияет доступность геологической информации и стоимость ее приобретения, так как использование архивных данных, в том числе каменного материала, позволяет в разы снизить стоимость ГРР.

По всем четырем позициям ситуация в России крайне скверная. По данным независимой канадской общественной организации Fraser Institute Россия по доступности и удобству работы с геологическими фондами занимает последнее, по налоговому режиму – предпоследнее, а по регулированию прав пользования недрами и последовательности горной политики – 56 место из 64 возможных.

В этой ситуации бессмысленно вносить в законодательство о недрах незначительные поправки, как это делается сейчас. Если мы действительно хотим развивать малый геологоразведочный бизнес, необходимо принципиально пересмотреть всю систему взаимоотношений в треугольнике: недра – власть – бизнес и внести в законодательство ряд кардинальных изменений. Позвольте кратко на них остановиться.

Первое.

Прежде всего, необходимо разделить фонд недр Российской Федерации на две части, подход к управлению которыми должен быть принципиально различным.

В первую часть должны отойти участки с разведанными и предварительно оцененными запасами, а также участки недр, в пределах которых локализованы и апробированы прогнозные ресурсы категории Р1. В изучение этой части фонда недр еще в советское время были вложены значительные бюджетные средства, получены реальные результаты, поэтому, передавая их в пользование, государство может рассчитывать на компенсацию "исторических затрат". По отношению к участкам, относящимся к этой части фонда недр, государство должно ставить перед собой три задачи: компенсировать исторические затраты на поиски и разведку месторождений, привлечь частные средства в доизучение и освоение месторождений и контролировать добычу, обеспечивая рациональное использование запасов. Для этого с небольшими поправками подходят способы регулирования, предусмотренные действующим законодательством.

Ко второй части следует отнести весь остальной фонд недр, изучение которого либо ограничилось региональной стадией, либо поисковые работы были проведены, но не дали серьезных результатов. По отношению к этой части фонда недр говорить об исторических затратах и их компенсации нет основания, а основной задачей государства является привлечение инвестиций в начальные стадии ГРР. Для этого необходимо использовать другие механизмы, прежде всего апробированные в развитых сырьевых странах с рыночной экономикой.

Второе – получение и передача прав пользования недрами.

Сегодня в России участки для поисков выбирает чиновник, что совершенно неправильно. По отношению к участкам, относящимся ко второй части фонда недр, должен использоваться старый старательский принцип: "первый пришёл – первый получил", то есть лицензии должны выдаваться на основании заявки недропользователя. Лицензия должна быть просто документом, подтверждающим право компании вести ГРР на участке, а в случае открытия месторождения – вести его разработку. Обязательства же компании должны определяться нормативным актом, а не лицензионным соглашением. Например, может быть установлен минимальный уровень затрат на ГРР (в рублях на гектар в год), одновременно являющийся платой за пользование недрами. Если недропользователь не хочет или не может вести ГРР, он должен, либо продать, либо вернуть лицензию (принцип "работай или потеряешь").

Оборот лицензий должен быть совершенно свободным. В любой момент недропользователь должен иметь право продать свое право пользования недрами. Право пользования недрами может быть прекращено только решением суда и только по двум основаниям: нежелание вести ГРР в оговоренных законом объемах и низкое качество ежегодного отчета о результатах работ.

Третье – налогообложение геологоразведочных работ.

Так как поиски являются сверхрисковым бизнесом, все налоговое бремя должно относиться к этапу эксплуатации месторождения. И крупные, и мелкие горные и геологоразведочные компании, осуществляющие инвестиции в ГРР на участках, относящихся ко второй части фонда недр, должны быть полностью освобождены от налога на прибыль. Компании, осуществляющие инвестиции в ГРР на участках, относящихся к первой части фонда недр, должны быть частично освобождены от налога на прибыль, причем размер льгот должен зависеть от стадии работ.

Для сторонних инвесторов, получающих прибыль в иных сферах бизнеса, необходимо реализовать механизм "переуступки" налоговых льгот на инвестиции в ГРР (механизм "трансфертных" акций, широко распространенный в Канаде и других странах).

Для целей налогообложения необходимо юридически строго определить такие понятия как "геологоразведочные работы", "геологоразведочная компания", "поиски", "оценка" месторождений, так как их формулировки в действующем Положении о стадийности юридически не очень корректны.

Четвертое – принципы обращения с геологической информацией.

На мой взгляд, принципиальным является присвоение результатам работ, выполненных за счет федерального бюджета в СССР и России, статуса общественных благ. Каждый гражданин России, платя налоги, финансирует эти работы и имеет право пользоваться их результатами. Каталоги имеющейся в фондах геологической информации о недрах в соответствии с действующим законодательством должны быть доступны каждому. Идеальным решением этой проблемы было бы их размещение в свободном доступе в сети Интернет.

Вся геологическая информация, полученная за счет средств государственного бюджета на участках, относящихся ко второй части фонда недр, должна предоставляться бесплатно. При предоставлении информации плата может взиматься лишь за тиражирование данных.

С другой стороны, все недропользователи должны представлять отчёты о выполненных ими ГРР, включая фактический материал, в государственные фонды. Эти данные должны попадать в открытый доступ по истечении коммерческого периода использования информации, который не может быть больше нескольких лет.

Пятое – привлечение частного капитала в геологоразведочный бизнес.

Финансирование ГРР возможно из трёх источников: за счет собственных средств недропользователя (его учредителя), за счет банковского кредита под залог реальных активов или через фондовые рынки. У малой компании собственных средств обычно бывает недостаточно, а привлечение банковского кредита – ограничено внесением залога. Привлекать капитал на рынках ценных бумаг сложно, дорого и практически нереально для малых российских компаний. В такой ситуации доступ к геологоразведочному бизнесу имеют лишь крупные компании и их дочки, на которые в России приходится почти 100% частного финансирования ГРР.

К сожалению, проблема широкого участия в финансировании ГРР мелких российских инвесторов (юридических и физических лиц) в ближней перспективе представляется неразрешимой. Во-первых, у нас отсутствует рынок рискового капитала и создать его за два-три года невозможно. Во-вторых, слишком свежи в памяти народа пирамиды 90-х годов и пока еще велико его недоверие к вложению своих "кровных" в какие бы то ни было инвестиционные проекты. Тем не менее, мне кажется, что главной задачей государства сегодня является именно создание условий для привлечения массы мелких инвесторов к финансированию поисковых проектов.

Заключение

В заключение, мне хотелось бы подчеркнуть, что государство должно перестать рассматривать себя в качестве благодетеля, который дает компаниям возможность искать месторождения. Наоборот: оно должно рассматривать компании, желающие вложить деньги в поиски, как благодетелей нации. Если, в конце концов, предложения, о которых я говорил, будут реализованы на практике, российская экономика получит существенный эффект.

Во-первых, федеральный бюджет сможет сэкономить несколько десятков миллиардов рублей, которые тратятся сегодня на ГРР. Бремя этих затрат с удовольствием возьмет на себя частный бизнес. Тогда в сфере ответственности государства останутся лишь геологическая информация, научные и региональные геологические исследования, гидрогеология, инженерная геология, геологические опасности, то есть все то, что находится в ведении геологических служб Канады, Австралии и других развитых стран.

В-вторых, геологоразведочный процесс в России будет жить естественной жизнью, то есть разрастаться в периоды высоких цен на сырье и сокращаться, когда цены держатся на низком уровне. При этом у государства останется достаточно рычагов для того, чтобы мягко регулировать процесс недропользования, изменяя размеры налоговых льгот, стоимость предоставления прав пользования недрами и другие параметры.

И, в-третьих, создавая комфортные условия работы для геологоразведчиков, нам придется значительную часть разрешительных и контрольных функций передать из Москвы в регионы. Потому что физически невозможно будет все заявки на получение прав пользования недрами и все геологические отчеты рассматривать в здании у метро Баррикадная.

А. П. Ставский



Покупка материала "", цена:  руб.
...
Принятие условий договора
>>
Ввод реквизитов
>>
Получение счёта

Российская Федерация, г. Москва
Дата опубликования: 23 октября 2013 г.
Дата вступления в силу: 23 октября 2013 г.

ДОГОВОР-ОФЕРТА

на оказание информационных услуг

Юридическое или физическое лицо, желающее заключить настоящий договор на указанных в нем условиях, именуемое в дальнейшем «Заказчик», действующее от своего имени, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Ставского Анатолия Петровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор (далее также – Договор) о нижеследующем.

  • 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
    • 1.1 Настоящий Договор заключается со стороны Заказчика путём полного и безоговорочного (п. 1. ст. 438 ГК РФ) принятия условий Договора и всех Приложений к нему (п. 1. ст. 433, п. 3 ст. 438 ГК РФ), являющихся неотъемлемой частью Договора; таким образом, заключением Договора является факт оплаты Услуг.
    • 1.2 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание информационных услуг по теме «».
  • 2. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
    • 2.1 Стоимость информационной услуги определяются текущим Прайс-листом, размещенном на странице заказа услуги. НДС не применяется в соответствии с п.2 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В случае возникновения у Исполнителя обязанности по уплате НДC, он уплачивает его за счет собственных средств.
    • 2.2 Исполнитель выставляет Заказчику счет за информационную услугу «». Оплата счета предусмотрена в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты его выставления.
  • 3. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ УСЛУГИ
    • 3.1 Информационные услуги предоставляются Заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней после подтверждения факта оплаты услуги. Результаты работы направляются Заказчику по электронной почте, адрес которой указывается Заказчиком на странице заказа работы или на электронном носителе (по согласованию сторон). В случае представления результатов работы на электронном носителе, расходы, связанные с выбранным способом передачи работы, оплачивает Заказчик.
    • 3.2 В случае необходимости, по согласованию Сторон, выполнение услуг подтверждается Актами оказания услуг, которые направляются Заказчику одновременно с результатами работ (в отсканированном виде и оригинале по почте), составленными в двух экземплярах(по одному для каждой из сторон). Срок подписания(приемки услуг) акта Заказчиком - 15 (пятнадцать) рабочих дней. При неполучении Исполнителем до указанной даты (включительно) ни подписанного Заказчиком акта, на аргументированного отказа от принятия оказанных услуг, услуги, указанные в акте, считаются оказанными Исполнителем и принятыми Заказчиком в полном объеме. В случае поступления мотивированного отказа Заказчика Сторонами составляется акт с перечнем необходимых исправлений и сроками устранения недостатков.
  • 4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
    • 4.1 Споры, возникающие вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Договору, разрешаются путем переговоров, а в случае невозможности прийти к согласию, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения ответчика в соответствии с законодательством РФ.
  • 5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
    • 5.1 Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств вызвано наступлением обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не подлежащих разумному контролю.
    • 5.2 Сторона, которая не в состоянии выполнить свои договорные обязательства в силу наступления обстоятельств непреодолимой силы, незамедлительно письменно информирует другую Сторону о начале и прекращении указанных обязательств, но в любом случае не позднее 3 (трех) рабочих дней после начала их действия.
    • 5.3 Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы лишает соответствующую Сторону права на освобождение от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору по причине указанных обстоятельств, если только сами такие обстоятельства не препятствовали уведомлению другой Стороны. Факт наступления и прекращения обстоятельств непреодолимой силы документально подтверждается соответствующими организациями.
    • 5.4 Если указанные обстоятельства продолжаются более 2 (двух) месяцев, каждая Сторона имеет право на досрочное расторжение Договора. При этом Заказчик оплачивает фактически выполненные Исполнителем работы.
  • 6. УСЛОВИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
    • 6.1 Каждая из Сторон обязана обеспечить защиту конфиденциальной информации, ставшей доступной ей в рамках настоящего Договора, от несанкционированного использования, распространения или публикации.
    • 6.2 Каждая из Сторон обязана принять и обеспечить все необходимые меры для защиты конфиденциальности информации, включая соблюдение правового режима сотрудниками Сторон, имеющими к ней доступ, исключить доступ к информации неуполномоченных Сторонами лиц, а также не допускать несанкционированного раскрытия конфиденциальной информации в любой возможной форме.
    • 6.3 В случае разглашения конфиденциальной информации Сторона обязуется незамедлительно сообщить другой Стороне об этом факте, либо о факте угрозы разглашения, незаконного получения, использования конфиденциальной информации третьими лицами.
    • 6.4 Указанные обстоятельства сохраняются в течение срока действия Договора и в течение 3 (трех) лет с момента окончания срока действия Договора или расторжения Договора, а также в случае утраты правоспособности или изменения юридического статуса любой из Сторон.
    • 6.5 Любой ущерб, вызванный нарушением условий конфиденциальности, определяется и возмещается в соответствии с действующим законодательством РФ.
    • 6.6 Все авторские и смежные права на передаваемый Исполнителем Заказчику материалы в рамках оказания информационной услуги по настоящему договору принадлежат Обществу с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал» (ООО «Информационно-аналитический центр «Минерал»). Создание копий материала или его частей и (или) их передача третьим лицам могут осуществляться только на основании письменного разрешения правообладателя. За незаконное использование материала или его частей виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством. Настоящим разрешается при приобретении цифровой версии материала самостоятельная печать одного его экземпляра на бумаге для совместного использования с цифровой версией без права передачи третьим лицам. Внимание! Технология подготовки данного материала позволяет при необходимости надёжно идентифицировать источник появления незаконно созданных копий.
  • 7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
    • 7.1 Договор вступает в силу со дня его подписания и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Договору.

 

  • 8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал» (ООО «Центр «Минерал»)
  • Адрес: 119571, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 158, офис 0227
  • ИНН 7736554360; КПП 772901001
  • ОГРН 1077746333060
  • ОКПО 99067653
  • Банковские реквизиты:
  • р/с 40702810422000004202 в
  • АКБ «Абсолют Банк» (ОАО) г. Москва
  • к/с 30101810500000000976
  • БИК 044525976

 


Фамилия: *
Имя: *
Отчество:
Email: *
Адрес: Адрес: *
Примечание:
Количество копий:
*Цена первой копии печатного издания соответствует указанной для материала, а вторая и следующие копии стоят по р.
Наименование: *
ИНН: *
КПП:
Email: *
Адрес: Адрес: *
Примечание:
Количество копий:
*Цена первой копии печатного издания соответствует указанной для материала, а вторая и следующие копии стоят по р.

Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.

ООО "Информационно-аналитический центр "Минерал""
Россия, 119571, г. Москва, Ленинский проспект, 158, офис 0227
Получатель

ООО "Информационно-аналитический центр "Минерал""
ИНН7736554360
КПП772901001
р/с 407 028 104 22 000 004 202
Банк получателя

АКБ "Абсолют-Банк" (ОАО) г. Москва
БИК 044 525 976
к/с 301 01 810 500 000 000976
Счёт №от
К договору – оферте на оказание информационных услуг от 23.10.2013г.
Плательщик(наименование)
(адрес)
ИНН КПП
Валюта:руб.
Наименование сумма
1 Оплата информационных услуг по теме "" по договору-оферте на оказание информационных услуг от 23.10.2013г.
Всего: руб. 00 коп.
НДС не облагается
При оплате просим Вас ссылаться на номер счета или договора.
Генеральный директор (Ставский А.П.)
Главный бухгалтер (Ставский А.П.)

Копия счёта отправлена по электронной почте. Номер счёта:, номер заказа:
Материал будет направлен по электронной почтепо указанному адресу после оплаты счёта
По всем вопросам можно обращаться по адресу: info@mineral.ru

 
Интерактивная электронная карта России
© информационно-аналитический центр "МИНЕРАЛ", 2019