Вернуться ко всем новостям

На рынке алмазов ожидают решения Еврокомиссии относительно торгового соглашения De Beers и "АЛРОСА" о продаже алмазов из России

03.11.2003
На рынке усиленно распространяются слухи о том, что по итогам расследования De Beers будет признана монополией на европейском рынке и комиссары потребуют либо ее разделения, либо отказа от закупок алмазов у таких оптовых продавцов, как "АЛРОСА". Источником слухов на рынке называют израильские предприятия, которые в начале года были отлучены монополией от алмазных аукционов De Beers.

Первый раз слово "монополия" прозвучало со стороны Еврокомиссии в начале этого года, когда она прислала "Заявления о возражениях" по поводу торгового соглашения между "АЛРОСА" и De Beers. Комиссары посчитали, что подобная торговля между двумя компаниями нарушает антимонопольные принципы, поскольку "АЛРОСА" занимает второе место по добыче алмазов в мире, а De Beers контролирует 60-65% мировых поставок камней. Правда, тогда комиссия предупредила, что это далеко не окончательное решение.

Пятилетнее торговое соглашение на общую сумму $4 млрд "АЛРОСА" и De Beers подписали в декабре 2001 года, но до одобрения Еврокомиссией оно не может вступить в силу. Причем срок его действия - с момента подписания или с момента одобрения ЕС - тоже является предметом дискуссии сторон. По договору "АЛРОСА" обязана продавать корпорации добытые алмазы на сумму $500 тыс. в год плюс камни на $300 млн, которые не востребованы российскими огранщиками.

Сейчас слухи о том, что разбирательство в Еврокомиссии может привести к негативным последствиям для участников торгового соглашения, ходят все настойчивее. Особенно на бирже Израиля - одного из мировых центров гранильной промышленности. "Я выражу общее настроение, которое заключается в том, что решением Еврокомиссии будет признание De Beers монополией. Скорее всего от De Beers потребуют разделения, подобного тому, которое предъявили к Microsoft. Или ей запретят покупать алмазы из централизованных источников. В любом случае это решение сильно ударит по "АЛРОСА", - считает израильский эксперт по финансовым вопросам алмазного рынка Г.Аринсон.

В Еврокомиссии о событиях будущего говорят неохотно. "Поскольку мы еще проводим расследование, следует подождать его результатов, - заявила пресс-секретарь директората Еврокомиссии по вопросам конкуренции А.Торрес, отказавшись сообщать детали до окончания разбирательства. - Мы стараемся работать быстрее, но этот вопрос займет еще несколько месяцев".

В De Beers к подобным разговорам на рынке относятся спокойно. "Не нужно верить всем слухам, которые циркулируют на рынке. Это, скорее, выдача желаемого за действительное. Сейчас у нас проходит конструктивный диалог с Еврокомиссией, который дает основания полагать, что решение будет положительным, - заявил глава московского представительства De Beers Р.Кларк. - Мы надеемся, что решение будет принято до конца года".

На рынке говорят, что волну слухов могла породить обида на De Beers израильских диамантеров (обработчиков алмазов). В начале года Еврокомиссия одобрила новую программу De Beers по работе с сайтхолдерами (избранными покупателями алмазов). В результате некоторые из них - в частности, президент Всемирной федерации алмазных бирж Ш.Шницер и еще семь израильских алмазных фирм - лишились права участвовать в сайтах. Кстати, тогда же у израильтян появилась надежда перепрофилироваться на покупку российских алмазов у "АЛРОСА". Благо, ее договор с De Beers пока не одобрен. Но российская компания предпочитает иметь дело с проверенным партнером и продолжает торговать с De Beers в тех же объемах, хотя и без договора. В "АЛРОСА" тоже надеются, что к концу года торговое соглашение все же будет одобрено. Тем более что, рассматривая программу Be Beers по работе с покупателями, Еврокомиссия поначалу тоже была ею недовольна, но затем выдала положительное заключение.

Тем временем израильские торговцы бриллиантами решили продемонстрировать алмазным гигантам свою независимость, а заодно и намекнуть им на упущенную выгоду. В среднем Израиль экспортирует бриллианты на $5 млрд в год, а его потребность в алмазах оценивается в $4-4,5 млрд. "Лишившись права участвовать в сайтах De Beers и разочаровавшись в возможности получать камни от "АЛРОСА", израильтяне решили обратиться к канадским и австралийским производителям - компаниям BHP и Ashton Mining. Ведь приближается Рождество, на которое приходится наибольший объем продаж изделий с бриллиантами", - рассказывает Г.Аринсон. "То есть израильские деньги уйдут в сторону Канады и Австралии, а не России", - подытоживает эксперт.
Яндекс.Метрика