Вернуться ко всем новостям

Нефтепровод Одесса - Броды бездействует

17.03.2004
Близится третья годовщина окончания строительства первой очереди нефтепровода Одесса - Броды. Пропускная способность «трубы» протяженностью 674 км составляет от 9 до 14.5 млн т в год. Соседний морской терминал «Южный» способен принимать большегрузные танкеры. Нефтепровод может работать как в прямом направлении, так и в обратном. «Труба», в создание которой вложено полмиллиарда дол., пока бездействует. Официальный Киев лишь месяц назад (с опозданием почти в три года) определился с направлением использования этой нефтяной магистрали. Украина отвергла вариант, предложенный Россией, по использованию нефтепровода в реверсном (обратном) режиме: перекачке российской нефти с севера на юг для дальнейшей ее транспортировки в Европу через Босфор. Одобрен прямой вариант, принятый не без нажима США и ЕС: использовать нефтепровод для перекачки каспийской нефти в направлении от одесского нефтекомплекса Южный в Европу. Нефтепровод, как заявлено, должен обеспечить энергетическую независимость от России и показать Евросоюзу, что Украина движется на запад.

Однако, магистраль Одесса - Броды пока нельзя использовать как путь для поставки сырья в Европу. «Труба» эта сегодня - тупиковая. Как поставлять нефть из глухого райцентра Броды дальше? Бензовозами, железнодорожными цистернами? Соглашений, коммюнике, протоколов о намерениях и прочих бумаг подписано много, а реальных подвижек не видно. На чьи деньги «труба» будет достраиваться - на кредиты ЕБРР или членов будущего консорциума, который планируется создать для этой цели? А нужно ведь не менее 1.5 млрд дол. Чтобы освоить эту сумму, потребуется, как минимум, полтора-два года.

Позиция России, предлагавшей временно использовать нефтепровод в реверсном режиме, учитывала это. Пока будет достраиваться участок Броды - Плоцк, предлагалось загрузить магистраль сибирской нефтью. Российские компании обещали поставить нефть не только для заполнения трубы и ее первой прокачки, но и ежегодно обеспечивать в южном направлении до 6 - 8 млн т транзита. На этом Украина могла бы зарабатывать в год до 80 млн дол. Верх взяла позиция США, которую выразил посол этой страны в Украине Джон Хербс: идея реверсного режима несвоевременна, противоречит национальным интересам Украины.

По словам Сергея Ермилова, министра топлива и энергетики (теперь уже бывшего - Леонид Кучма на днях его уволил), запуск «трубы» состоится в мае, а до конца этого года ожидается транспортировка 4 - 5 млн т каспийской нефти. Ее, мол, поставят из Казахстана и Азербайджана. Однако, в этот оптимистический прогноз верят немногие. Даже президент Кучма сомневается в том, что «главная нефть» (казахстанская) уже завтра польется мощным потоком по названному маршруту. И неудивительно - ведь не устранена одна из главных причин затянувшегося процесса привлечения инвестиций и создания международного консорциума, без которых «труба» и впредь останется сухой.

Премьер-министр Украины Виктор Янукович подписал распоряжение, ликвидирующее две рабочие группы правительства по ключевым вопросам ТЭК. Лишена полномочий группа анализа комплекса вопросов по организации функционирования нефтепровода Одесса - Броды, а также межведомственная группа по разработке концепции газотранспортной системы Украины (ГТС), которую как раз возглавлял только что отставленный от должности министра С. Ермилов. Что это означает? Вероятно то, что вопрос о передаче ГТС Украины в управление уже созданному российско-украинскому газовому консорциуму вряд ли будет впредь серьезно обсуждаться.
Яндекс.Метрика