Все о минерально-сырьевом комплексе
России и мира

Об итогах парламентских слушаний, "круглых столов" и конференций по вопросам, связанным с разработкой новой редакции закона "О недрах"

29.10.2004
Более десяти лет назад в России были заложены новые правовые основы, регламентирующие взаимоотношения между собственником недр - государством и недропользователями. В 1992 г. принят Федеральный закон "О недрах". Целью принятия закона было дать возможность отраслям природно-ресурсного комплекса свободно развиваться в новых условиях рыночных отношений. Но одновременно в действующем законодательстве имеется ряд недостатков, наличие которых сдерживает эффективное использование минеральных ресурсов и их воспроизводство.

Анализ проведенных парламентских слушаний, "круглых столов", конференций показал, что вопросы, связанные с Федеральным законом "О недрах", очень часто затрагивались Федеральным Собранием РФ. Этой теме посвящены как отдельные мероприятия, так и выступления в рамках других тематик. По итогам всех мероприятий приняты рекомендации.

В 2003 г. Государственной Думой РФ проведены парламентские слушания на тему "Законодательство Российской Федерации о недрах и недропользовании: актуальные проблемы". В итоговом документе содержатся следующие выводы.

Анализ действующего законодательства о недрах, правоприменительной практики и перспектив развития законодательства о недропользовании показывает, что для государства на сегодняшний день центр тяжести нерешённых вопросов недропользования смещается из сферы распределения изученного фонда недр и выдачи лицензий в сторону его эффективного управления и дальнейшего изучения минерально-сырьевой базы с целью осуществления мероприятий по воспроизводству запасов.

Для недропользователя, в свою очередь, существенное значение имеет создание однозначных, стабильных процедур контроля и управления в отношении его деятельности, которые предполагают использование экономических методов стимулирования и гарантируют равные конкурентные условия хозяйствования.

Управление государственным фондом недр, контроль за эффективностью его использования, разрешение споров в процессе недропользования невозможны без процедур, способствующих принятию оптимальных управленческих решений. Такие процедуры должны основываться как на экспертных оценках, так и на официально утверждённых расчётных методиках.

В связи с этим в настоящее время и государство, и недропользователи одинаково заинтересованы в закреплении законодательных механизмов, позволяющих объективно производить оценку стоимости запасов, а также в совершенствовании процедур уступки прав пользования недрами.

Одним из механизмов, направленных на существенную либерализацию отношений недропользования, могут служить продажа и залог прав пользования недрами, предполагающие проведение аудита запасов.

В случае принятия решения о целесообразности введения институтов продажи и залога прав пользования недрами для обеспечения их реализации необходимо решить целый комплекс неурегулированных действующим законодательством вопросов. Решение этих вопросов позволит отказаться от непрозрачных для государства и финансово неэффективных для компаний схем передачи прав пользования недрами посредством реорганизации.

В перспективе опыт продажи и залога права пользования недрами может быть использован в реформировании системы лицензирования и позволит усовершенствовать процедуры независимой стоимостной оценки распределяемого фонда недр.

Проведение аудита в процессе подготовки месторождений для осуществления процедур залога или продажи может являться одним из оснований для принятия решений об установлении справедливого уровня налоговой нагрузки для недропользователей путём применения дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых.

В итоговом документе было отмечено отдельно, что изложенные в рекомендациях конференции, проведенной Комитетом по природным ресурсам и природопользованию в октябре 2002 г. - "Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы разграничения полномочий в сфере управления государственным фондом недр", о недостатках действующего законодательства о недрах до сих пор не нашли своего решения и требуют рассмотрения при подготовке новой редакции законодательства о недрах. К их числу можно отнести:
отсутствие правовых основ для внедрения рентных принципов налогообложения в недропользовании, позволяющих учитывать различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений;
отсутствие чёткого разграничения предметов ведения и компетенции Российской Федерации и её субъектов, а также однозначной процедуры реализации принципа совместного ведения в отношении недр;
отсутствие законодательно закрепленных экономических механизмов стимулирования региональных поисково-оценочных работ, а также регулирования изучения нераспределённого фонда недр;
отсутствие законодательных механизмов, обеспечивающих финансирование мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы в необходимых объёмах;
неоднозначность законодательных норм, гарантирующих продление лицензий для компаний, ведущих разведку за собственный счёт, в случае открытия ими месторождения полезных ископаемых;
недостаточность нормативно-правовых актов, устанавливающих стабильность условий недропользования с закреплением взаимных обязательств, ответственности и финансовых гарантий государства и недропользователя на весь срок отработки месторождения, исключающих его неэффективное использование и выборочную отработку наиболее богатых и доступных ресурсов;
отсутствие экономических механизмов, стимулирующих отработку старых месторождений в стадии исчерпания балансовых запасов и отрицательной рентабельности добычи, в случае признания государством целесообразности вести разработку таких месторождений.

В 2004 г. Комитетом по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ проведены парламентские слушания на тему "Правовые и организационно-экономические аспекты применения системы дифференцированного налогообложения в природно-ресурсном секторе Российской Федерации". При подготовке итогового документа были учтены рекомендации проведенных ранее парламентских слушаний "Нефть и газ континентального шельфа: проблемы освоения и рационального использования" от 11 апреля 2002 г., рекомендации второго Всероссийского энергетического форума "ТЭК России в XXI веке" от 3 марта 2004 г., рекомендации Всероссийской конференции "Законодательство Российской Федерации о недрах: проблемы разграничения полномочий в сфере управления государственным фондом недр" от 24 октября 2002 г., материалы пятого всероссийского съезда геологов, состоявшегося 27 ноября 2003 г., постановление Государственной Думы от 6 июля 2001 г. № 1763-III.

В итоговом документе нашли отражения следующие позиции. Действующая система налогообложения не учитывает состояние и возможности минерально-сырьевой базы страны, объективно индивидуальные рентные возможности месторождений, создает неравные конкурентные условия, а в ряде случаев запрещает разработку мелких и средних месторождений нефти и газа, разрабатываемых малыми и средними нефтегазодобывающими компаниями, поставляющими основной объём своей продукции на внутренний рынок. Кроме того, она усиливает негативные диспропорции в структуре запасов и в структуре добычи углеводородного сырья и абсолютно не чувствительна к кратно растущим затратам на транспортировку нефти. В этой связи было отмечено, что:
изъятые запасы углеводородного сырья в течение последнего десятилетия не компенсированы соответствующим приростом разведанных запасов;
осуществляется избирательная отработка наиболее высококачественной, экономически более привлекательной части месторождений углеводородного сырья;
растёт фонд простаивающих скважин (более 25% эксплуатационного фонда скважин);
сокращается налогооблагаемая база вследствие ликвидации ряда мелких и средних компаний;
не обеспечивается достаточный уровень стабильности и предсказуемости уровня налоговых изъятий;
не обеспечивается возможность для государства с достаточной степенью эффективности осуществлять функции управления и контроля государственным фондом недр.

В 2003 г. состоялся семинар-совещание председателей комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов государственной власти и руководителей подразделений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам природопользования на тему "Законодательство в области природных ресурсов и природопользования; анализ правоприменительной практики; актуальные вопросы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти".

Участники семинара-совещания отметили следующее.

Анализ правоприменительной, в том числе судебной, практики подтверждает, что значительное количество норм действующих редакций федеральных законов, регулирующих отношения в области природных ресурсов и природопользования, недостаточно эффективны, поскольку часто не содержат механизмов их реализации и однозначно не устанавливают меры ответственности за их нарушение либо содержат внутренние противоречия и противоречия с действующим законодательством.

Учитывая существенные изменения, произошедшие в смежных отраслях права (налоговом, бюджетном, аграрном, экологическом и других), перспективным направлением законодательной деятельности становится согласование норм законодательства в области природных ресурсов и природопользования с нормами действующего федерального законодательства.

Отсутствие эффективных механизмов реализации федеральных законов в большей степени ощущается на региональном уровне. Функции принятия решений, осуществления контроля, ответственность за состояние окружающей среды и природопользования в соответствии с федеральным законодательством возлагается на субъект Российской Федерации, а законодательные механизмы реализации этих функций отсутствуют.

Проведенная Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию предварительная экспертиза разрабатываемых Правительством РФ новых редакций федеральных законов, регулирующих вопросы недропользования, лесных и водных отношений, свидетельствует о том, что основной объём регулятивных, исполнительно-распорядительных полномочий в отношении управления минерально-сырьевыми, лесными, водными ресурсами и водными биологическими ресурсами предполагается сконцентрировать на федеральном уровне.

По мнению участников семинара-совещания положения этих законопроектов необходимо привести в соответствие с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями государственной и муниципальной власти в Российской Федерации, учитывая нормы Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе:
а) законодательно закрепить разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области охраны, защиты, воспроизводства и использования минерально-сырьевых, лесных, водных и водных биологических ресурсов, исключив дублирующие функции, в том числе участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации функций по предоставлению объектов недропользования, лесных, водных и водных биологических ресурсов в пользование (аренда, концессия, краткосрочное пользование); по приостановлению, ограничению и прекращению прав пользования объектами недропользования, лесными, водными и водными биологическими ресурсами;
б) законодательно закрепить механизм передачи собственности и функций управления объектами недропользования, лесных и водных отношений на уровень государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
в) отразить механизм участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в контроле за рациональным использованием объектов недропользования, лесных, водных и водных биологических ресурсов.

Участники совещания отметили, что работа по совершенствованию законодательства в области природных ресурсов и природопользования имеет особенности, связанные с тем, что права пользования природными объектами передаются хозяйствующим субъектам, как правило, на длительный период. В связи с этим приоритетным направлением деятельности государства как собственника ресурсов становится обеспечение стабильности и преемственность законодательства. Изменения в законодательстве целесообразно проводить путем подготовки и рассмотрения отдельных тематических блоков поправок в базовое законодательство о природных ресурсах и природопользовании (по материалам Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию).

Министерство природных ресурсов РФ 28 июля 2004 г. подвело итоги масштабного опроса компаний-недропользователей, а также аналитиков ведущих СМИ по поводу внесенных в Государственную думу РФ поправок к Федеральному закону "О недрах". Изменения касались порядка согласования лицензионных соглашений на право пользования недрами, в частности, ликвидации принципа "двух ключей" (лицензии не выдаются без согласия администрации субъекта РФ) и отмены конкурсной системы в пользу аукционной. Кроме того, рассматривалось предложение МПР России о сокращении сроков рассмотрения заявок на участие в аукционе до 45 дней. Ранее данный процесс занимал 3-6 мес.

Большинство опрошенных специалистов в целом высказались за принятие указанных изменений закона. В частности, конкурсная форма предоставления лицензий рассматривается большинством экспертов как источник коррупции, а также как устаревший механизм, затрудняющий доступ к разработке, геологическому изучению и разведке участков недр. Формирование же системы выдачи лицензий на условиях аукциона рассматривается как возможность сделать их максимально прозрачными.

Несомненную пользу, по мнению представителей компаний и аналитиков ведущих изданий, принесёт сокращение сроков рассмотрения заявок. Эта поправка позволит ускорить ввод в эксплуатацию крупнейших месторождений, что будет означать создание новых рабочих мест, дополнительные поступления в государственный бюджет.

По вопросу ликвидации принципа "двух ключей" авторы писем также высказали единое мнение. Большинство опрошенных специалистов из компаний-недропользователей отметили, что при открытой и прозрачной работе федеральной структуры исполнительной власти эта поправка явится "хорошим стимулом" для ускорения темпов лицензирования.

При этом специалисты отметили, что вслед за отменой принципа "двух ключей" Министерство природных ресурсов РФ также должно разработать регламент работы с лицензиями и лицензионными соглашениями, чтобы не создавать возможности для затягивания сроков выдачи разрешений. В настоящее время МПР России уже направило в Министерство юстиции РФ новый регламент работы с компаниями-недропользователями, который самым жёстким образом очерчивает график прохождения всех документов, а также сроки принятия решений. Данный документ вступит в силу в самое ближайшее время.

После заседания координационного совета по обсуждению структуры новой редакции закона "О недрах" 6 августа 2004 г. глава МПР РФ Юрий Трутнев сообщил следующее: "В новой редакции закона "О недрах" будет содержаться положение об отмене принципа "двух ключей" и переходе к использованию права субъекта РФ на участие в аукционной комиссии".

Министр природных ресурсов подчеркнул, что регионы относятся к отмене данного принципа с "существенным неодобрением". Однако, по его словам, губернаторы в личной беседе с ним не смогли привести веских аргументов в пользу существующего права регионов на запрет проведения аукционов.

Было отмечено, что в новом законе "О недрах" будут унифицированы условия аукционов, то есть требования, предъявляемые к участникам аукциона, будут стандартизированы. Цель данного нововведения - избежать субъективности при проведении аукциона. Кроме того, в новой редакции закона будет прописано приоритетное право компании, проводившей геологоразведку, на получение добычной лицензии ("сквозная лицензия"). Будут унифицированы требования лицензионных соглашений, однако МПР пока не определилось с формой лицензирования.

В новой редакции закона "О недрах" также будут прописаны санкции за невыполнение лицензионных соглашений. По словам министра, это будут как экономические санкции, так и административные (приостановление прав пользования недрами до устранения нарушений).

Новый закон будет содержать положение об обороте прав пользования месторождениями. При этом глава МПР отметил, что оборот прав должен быть свободным. Передача прав пользования будет осуществляться вместе с передачей лицензионных требований (по материалам мониторинга законодательных инициатив).

Основной общий вывод, звучащий в региональных обсуждениях новой редакции закона "О недрах", следующей. Распределение национального богатства, каким являются недра, должно осуществляться на государственной основе - на основе эффективного и рационального распределения. В законодательстве необходимы новые механизмы. Законодательные инициативы должны быть направлены на воспроизводство минерально-сырьевой базы и укрепление геологического потенциала регионов России.


Покупка материала "", цена:  руб.
...
Принятие условий договора
>>
Ввод реквизитов
>>
Получение счёта

Российская Федерация, г. Москва
Дата опубликования: 23 октября 2013 г.
Дата вступления в силу: 23 октября 2013 г.

ДОГОВОР-ОФЕРТА

на оказание информационных услуг

Юридическое или физическое лицо, желающее заключить настоящий договор на указанных в нем условиях, именуемое в дальнейшем «Заказчик», действующее от своего имени, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора Ставского Анатолия Петровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор (далее также – Договор) о нижеследующем.

  • 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
    • 1.1 Настоящий Договор заключается со стороны Заказчика путём полного и безоговорочного (п. 1. ст. 438 ГК РФ) принятия условий Договора и всех Приложений к нему (п. 1. ст. 433, п. 3 ст. 438 ГК РФ), являющихся неотъемлемой частью Договора; таким образом, заключением Договора является факт оплаты Услуг.
    • 1.2 Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание информационных услуг по теме «».
  • 2. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
    • 2.1 Стоимость информационной услуги определяются текущим Прайс-листом, размещенном на странице заказа услуги. НДС не применяется в соответствии с п.2 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. В случае возникновения у Исполнителя обязанности по уплате НДC, он уплачивает его за счет собственных средств.
    • 2.2 Исполнитель выставляет Заказчику счет за информационную услугу «». Оплата счета предусмотрена в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты его выставления.
  • 3. ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЕМКИ УСЛУГИ
    • 3.1 Информационные услуги предоставляются Заказчику в течение 3 (трех) рабочих дней после подтверждения факта оплаты услуги. Результаты работы направляются Заказчику по электронной почте, адрес которой указывается Заказчиком на странице заказа работы или на электронном носителе (по согласованию сторон). В случае представления результатов работы на электронном носителе, расходы, связанные с выбранным способом передачи работы, оплачивает Заказчик.
    • 3.2 В случае необходимости, по согласованию Сторон, выполнение услуг подтверждается Актами оказания услуг, которые направляются Заказчику одновременно с результатами работ (в отсканированном виде и оригинале по почте), составленными в двух экземплярах(по одному для каждой из сторон). Срок подписания(приемки услуг) акта Заказчиком - 15 (пятнадцать) рабочих дней. При неполучении Исполнителем до указанной даты (включительно) ни подписанного Заказчиком акта, на аргументированного отказа от принятия оказанных услуг, услуги, указанные в акте, считаются оказанными Исполнителем и принятыми Заказчиком в полном объеме. В случае поступления мотивированного отказа Заказчика Сторонами составляется акт с перечнем необходимых исправлений и сроками устранения недостатков.
  • 4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
    • 4.1 Споры, возникающие вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Договору, разрешаются путем переговоров, а в случае невозможности прийти к согласию, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения ответчика в соответствии с законодательством РФ.
  • 5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
    • 5.1 Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств вызвано наступлением обстоятельств непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, не подлежащих разумному контролю.
    • 5.2 Сторона, которая не в состоянии выполнить свои договорные обязательства в силу наступления обстоятельств непреодолимой силы, незамедлительно письменно информирует другую Сторону о начале и прекращении указанных обязательств, но в любом случае не позднее 3 (трех) рабочих дней после начала их действия.
    • 5.3 Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы лишает соответствующую Сторону права на освобождение от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору по причине указанных обстоятельств, если только сами такие обстоятельства не препятствовали уведомлению другой Стороны. Факт наступления и прекращения обстоятельств непреодолимой силы документально подтверждается соответствующими организациями.
    • 5.4 Если указанные обстоятельства продолжаются более 2 (двух) месяцев, каждая Сторона имеет право на досрочное расторжение Договора. При этом Заказчик оплачивает фактически выполненные Исполнителем работы.
  • 6. УСЛОВИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
    • 6.1 Каждая из Сторон обязана обеспечить защиту конфиденциальной информации, ставшей доступной ей в рамках настоящего Договора, от несанкционированного использования, распространения или публикации.
    • 6.2 Каждая из Сторон обязана принять и обеспечить все необходимые меры для защиты конфиденциальности информации, включая соблюдение правового режима сотрудниками Сторон, имеющими к ней доступ, исключить доступ к информации неуполномоченных Сторонами лиц, а также не допускать несанкционированного раскрытия конфиденциальной информации в любой возможной форме.
    • 6.3 В случае разглашения конфиденциальной информации Сторона обязуется незамедлительно сообщить другой Стороне об этом факте, либо о факте угрозы разглашения, незаконного получения, использования конфиденциальной информации третьими лицами.
    • 6.4 Указанные обстоятельства сохраняются в течение срока действия Договора и в течение 3 (трех) лет с момента окончания срока действия Договора или расторжения Договора, а также в случае утраты правоспособности или изменения юридического статуса любой из Сторон.
    • 6.5 Любой ущерб, вызванный нарушением условий конфиденциальности, определяется и возмещается в соответствии с действующим законодательством РФ.
    • 6.6 Все авторские и смежные права на передаваемый Исполнителем Заказчику материалы в рамках оказания информационной услуги по настоящему договору принадлежат Обществу с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал» (ООО «Информационно-аналитический центр «Минерал»). Создание копий материала или его частей и (или) их передача третьим лицам могут осуществляться только на основании письменного разрешения правообладателя. За незаконное использование материала или его частей виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством. Настоящим разрешается при приобретении цифровой версии материала самостоятельная печать одного его экземпляра на бумаге для совместного использования с цифровой версией без права передачи третьим лицам. Внимание! Технология подготовки данного материала позволяет при необходимости надёжно идентифицировать источник появления незаконно созданных копий.
  • 7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
    • 7.1 Договор вступает в силу со дня его подписания и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Договору.

 

  • 8. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-аналитический центр «Минерал» (ООО «Центр «Минерал»)
  • Адрес: 119571, г. Москва, Ленинский пр-кт, д. 158, офис 0227
  • ИНН 7736554360; КПП 772901001
  • ОГРН 1077746333060
  • ОКПО 99067653
  • Банковские реквизиты:
  • р/с 40702810422000004202 в
  • АКБ «Абсолют Банк» (ОАО) г. Москва
  • к/с 30101810500000000976
  • БИК 044525976

 


Фамилия: *
Имя: *
Отчество:
Email: *
Адрес: Адрес: *
Примечание:
Количество копий:
*Цена первой копии печатного издания соответствует указанной для материала, а вторая и следующие копии стоят по р.
Наименование: *
ИНН: *
КПП:
Email: *
Адрес: Адрес: *
Примечание:
Количество копий:
*Цена первой копии печатного издания соответствует указанной для материала, а вторая и следующие копии стоят по р.

Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.

ООО "Информационно-аналитический центр "Минерал""
Россия, 119571, г. Москва, Ленинский проспект, 158, офис 0227
Получатель

ООО "Информационно-аналитический центр "Минерал""
ИНН7736554360
КПП772901001
р/с 407 028 104 22 000 004 202
Банк получателя

АКБ "Абсолют-Банк" (ОАО) г. Москва
БИК 044 525 976
к/с 301 01 810 500 000 000976
Счёт №от
К договору – оферте на оказание информационных услуг от 23.10.2013г.
Плательщик(наименование)
(адрес)
ИНН КПП
Валюта:руб.
Наименование сумма
1 Оплата информационных услуг по теме "" по договору-оферте на оказание информационных услуг от 23.10.2013г.
Всего: руб. 00 коп.
НДС не облагается
При оплате просим Вас ссылаться на номер счета или договора.
Генеральный директор (Ставский А.П.)
Главный бухгалтер (Ставский А.П.)

Копия счёта отправлена по электронной почте. Номер счёта:, номер заказа:
Материал будет направлен по электронной почтепо указанному адресу после оплаты счёта
По всем вопросам можно обращаться по адресу: info@mineral.ru

 
Интерактивная электронная карта России
© информационно-аналитический центр "МИНЕРАЛ", 2018