Вернуться ко всем новостям

ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» подталкивают уйти из Арктики

27.04.2005
Единственный разведчик арктического шельфа России - ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) - намерен вывести свою буровую установку и суда из Арктики в Персидский залив. Такое заявление сделал на днях генеральный директор предприятия Олег Мнацаканян. «Нас подталкивают уйти из Арктики», – сказал он на пресс-конференции в Мурманске.

Интересно, что сказано это сейчас, когда государство демонстрирует серьезную озабоченность проблемами шельфовых месторождений и, как показывают события, готово их решать. 12 мая Министерство природных ресурсов РФ представит федеральному правительству программу освоения шельфа. 13 апреля эту тему в беседе с министром природных ресурсов Юрием Трутневым обсуждал президент России В.Путин. Этому вопросу было посвящено заседание коллегии МПР РФ, состоявшееся недавно.

Как полагает г-н Трутнев, до конца года Федеральное cобрание одобрит в трёх чтениях закон «О недрах», который, по его расчётам, в середине 2006 г. вступит в силу. Главное сегодня, по мнению тех, кто непосредственно связан с разведкой и освоением северных недр России, – добиться от правительства и министерства природных ресурсов конкретных шагов по ускорению ввода месторождений в разработку.

Понять Олега Мнацаканяна можно. Предприятие АМНГР было создано для разведки запасов углеводородов на арктическом шельфе ещё в советское время. В конце 80-х годов у предприятия было семь установок, буривших по 30 тыс.м в год. Сегодня осталась одна – СПБУ «Мурманская», и та нуждается в капитальном ремонте. Денег ни на него, ни тем более на разведку месторождений у предприятия нет. Государственное финансирование давно остановлено. В результате «Арктикморнефтегазразведка», оставаясь государственным предприятием стратегического значения, вынуждена решать свои проблемы без участия государства.

В 1999 г. предприятие выиграло тендер на право разработки месторождений в Баренцевом море и в 2002 г. совместно с ОАО «Промышленные инвестиции» на паритетных началах создало ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» (АШНГ) для разведки и добычи углеводородного сырья на трёх лицензионных участках арктического шельфа. Сегодня ЗАО «АШНГ» освоило порядка 50 млн дол., выполнив значительный объём поисково-оценочных работ: сейсмических, инженерных, буровых и т. д.

«Этап геологического изучения – это сплошные риски, – говорит генеральный директор «Арктикшельфнефтегаза» Борис Кутычкин, – но, к сожалению, они не только здесь. Это и риски, связанные с отсутствием на сегодняшний день законодательной, в том числе налоговой, дифференциации работ на суше и на шельфе, включая вопросы природно-климатических и горно-геологических условий, когда поисковики могут работать всего 4 месяца в году. А также риски, обусловленные отсутствием необходимых технических средств».

В декабре 2004 г. компании подписали договор о строительстве четвёртой поисковой скважины. Её бурение планировалось на 2005 г. В качестве аванса АШНГ заплатил более 4 млн дол., правда, потом отказался от бурения в этом году, чтобы, как сказал генеральный директор АШНГ, «минимизировать риски и избежать старых проблем». По его словам, при бурении третьей скважины в 2003 г. произошла авария, но подрядчику, АМНГР, в сезон 2004 г. удалось повторно встать на ту же точку бурения, что само по себе является уникальной операцией. Тогда, правда, не давшей результата.

В этом году АШНГ оказал АМНГР содействие в получении более 2 млн дол. заёмных средств на модернизацию задействованного оборудования – СПБУ «Мурманская». Строительство четвёртой скважины, по словам Б.Кутычкина, будет осуществлено в 2006 г.

Сегодня на арктическом шельфе в распределенном фонде недр, кроме трёх лицензионных участков АШНГ, ещё десять есть у «Газпрома», «Севернефтегаза», «Синтезнефтегаза». В ближайшее время может сложиться ситуация, когда, чтобы обеспечить выполнение лицензионных обязательств, на этих участках должны будут работать одновременно от двух до четырёх буровых установок. Взять их можно только за рубежом. Государство не сориентировало отечественное машиностроение на создание специальных технических средств для работ на шельфе. Кстати сказать, по словам Б.Кутычкина, аренда одной западной буровой установки обходится в 80-250 тыс. дол. в сутки. Четыре дня аренды – миллион долларов!

Поэтому АШНГ, очень серьёзно рассматривая вопрос координации буровых работ на арктическом шельфе, считает, что АМНГР при определённых условиях мог бы стать оператором этих работ. Но тот собрался уходить. Потому что его судьба и судьба полуторатысячного коллектива оказалась в зависимости от бурения одной-единственной скважины.

Другой, не менее важный вопрос государственного значения, по мнению генерального директора АШНГ, – чем и как вывозить будущую продукцию, как обеспечить строительство гидротехнических сооружений. В марте этого года АШНГ и ЛУКОЙЛ подписали протокол о намерениях о совместном создании транспортной инфраструктуры. «Но и в этом вопросе необходима государственная координация действий, считает Б.Кутычкин, – потому что предприятия, работающие на шельфе, ориентируются лишь на свои задачи».

Говоря о планах, генеральный директор АШНГ заметил: «Наша программа предопределена условиями лицензионных соглашений, но главное – это решение задачи по ускорению ввода месторождений в разработку. С этой целью мы предусматриваем создание крупной базы по оперированию и поставкам нефти, создание нефтеперегрузочного терминала, строительство железной дороги на западном берегу Кольского полуострова. За этим – решение многих социальных проблем. Но, подчеркиваю, это ещё и задача государства – создать все необходимые условия для работы на арктическом шельфе».

«Учитывая авторитет нынешнего министра природных ресурсов, можно ожидать, что он добьется реализации намеченных планов и расследования «тёмных моментов». «Недоразумений» в нефтегазовой отрасли станет меньше», – считают опрошенные RBC daily эксперты.
Яндекс.Метрика