Вернуться ко всем новостям

Развал «Хинганского олова» (Еврейская автономная область)

09.11.2005
Газета «Искра Хингана» от 25 октября в материале «В вихре крутых перемен» рассказывает о плачевной судьбе предприятия ОАО «Хинганское олово», которое расположено в Облученском районе Еврейской автономной области.

Известное в автономии и за её пределами ОАО «Хинганское олово», бывшее в своё время флагманом в сфере цветной металлургии СССР, последние годы проработало под эгидой и в качестве дочернего предприятия Новосибирского оловокомбината (НОК), но так и не смогло эффективно использовать экономические возможности и пришло в упадок.

За время тесного сотрудничества ОАО «Хинганское олово» и НОК областному горнодобывающему предприятию поначалу жилось вроде бы нормально. НОК выполнял свои обязанности как головное предприятие в срок и в полном объёме. В целях более эффективной работы предприятия государство выделило миллионы рублей на его развитие. А «Хинганское олово» всё слабело. Предприятие является энергоемким, и почти половину суммы от реализации выпускаемой продукции приходилось выплачивать за израсходованную электроэнергию.

В начале осени ситуация стала катастрофической – не работают шахта, обогатительная фабрика и другие участки. Нынешний генеральный директор предприятия Сергей Яценко ни с кем не желает встречаться: ни с журналистами, ни с чиновниками из Облучья и Биробиджана, ни даже со своими подчинёнными.

Рабочие устраивают митинги у здания управления, требуя разъяснения, как будет жить «Хинганское олово». В ответ – ничего вразумительного. Оказывается, С.Яценко подал заявление об увольнении. Не сделай он этого, его могли бы дисквалифицировать, а это – на определенный срок лишение права работать на высоких должностях. Вот он и торопится сбросить груз ответственности с себя и уйти от наказания за развал предприятия.

Уже в бытность директором С.Яценко на предприятии занялись переделом собственности, в результате чего вместо одного, достаточно мощного, появилось четыре самостоятельных общества с ограниченной ответственностью: «Олон», «Коралл», «Хинганский ГОК» и «Хинганский рудник». Для чего было проделано это дробление предприятия, догадаться нетрудно – для перехода на упрощенную систему налогообложения. Но сегодня неизвестно, кто управляет в отдельно взятых обществах и кто отвечает за общее руководство горнодобывающим предприятием.

Сегодня «Хинганское олово» остановилось. В действии осталась одна насосная станция, которую остановить невозможно, иначе шахта будет затоплена. В хвостохранилище из нижних горизонтов шахты ежечасно откачивается от 40 до 80 кубометров воды. Затевая ликвидацию предприятия, руководство ОАО не задумывалось над вопросом, что станет с посёлком, если он останется без градообразующего предприятия.

«Что будет с людьми?» – спрашивает газета. «Поселок развалится, – в один голос говорят глава поселкового округа Анатолий Самко и глава городского поселения Вера Мамедова. – Люди разбегутся, поскольку останутся без работы. Чтобы законсервировать или ликвидировать предприятие, нужны конкретные планы. Их нет. Что станет с хвостохранилищем, тоже неизвестно. А ведь оно является «миной замедленного действия». Если произойдёт незначительная утечка тяжёлых металлов в реку Хинган, которая находится в 15 км ниже по течению, произойдёт экологическая катастрофа».

В таком плачевном состоянии находится сегодня «Хинганское олово». Генеральный директор торопится всё, что имеется, порезать на металлолом, а годное перевезти в Солнечный ГОК. Но шахтёры и обогатители выставили пикеты на всех точках и не дают разбазаривать имущество. Устраивают митинги. Дело доходило даже до того, что один из шахтёров брал генерального «за грудки».

Сегодня ситуация выходит из-под контроля. Машины уходят из Хинганска гружёные оборудованием. «Оно, - поясняют в Облученской прокуратуре, - на балансе не стоит, и запретить его отгрузку нельзя». Есть на складе предприятия партия готового к отправке концентрата. Его тоже хотели реализовать – пикетчики не дали этого сделать. Они уже многое отстояли.

С.Яценко теперь больше стращает, никакими трудовыми законами не руководствуясь. И у него ничего не выходит. В районной администрации так прокомментировали его позицию: «Он направлен в Хинганск для развала горнодобывающего предприятия. И за три месяца работы подвёл его к ликвидации».

Между тем у оловодобывающего предприятия ЕАО были и есть большие перспективы. Пройдена штольня на месторождении в районе ключа Незаметный; практически построен ствол шахты на ключе Березовый, есть богатое месторождение олова неподалёку от бруситового рудника, называемого Карадубским, разведано Таёжное месторождение.
Яндекс.Метрика