Вернуться ко всем новостям

Обзор рынка цветных металлов в январе 2007 г.

20.02.2007
В январе международный рынок цветных металлов сохранил прошлогодние тенденции. Фактически все металлы дешевели. Исключение составил никель, который первым из неблагородных металлов превысил цену 1 дол. за унцию, что ставит его в один ряд с золотом и серебром.

В течение января никель продолжил дорожать и преодолевать собственные ценовые рекорды. За месяц его стоимость на ЛБМ выросла с 31175 до 41200 дол./т. Затем, после урегулирования проблем с возможной забастовкой на комбинате компании Xstrata, цены несколько снизились, но уровень остался всё равно крайне высоким - выше 35000 дол. за тонну.

Причинами столь резкого взлета никеля стали:
- проблемы с поставками из-за длившейся четыре месяца забастовки рабочих на шахте Eramet (уже закончилась) и из-за ожидаемой остановки производства никелевого комбината компании Xstrata в Канаде с 1 февраля (сторонам удалось договориться, забастовка не состоялась);
- фактическое отсутствие свободных запасов на лицензированных складах ЛБМ в Европе. Объём запасов в третьей декаде января был на 86% ниже, чем годом ранее. По состоянию на 22 января никель в количестве 150 т находился только на складе в Гетеборге; в Роттердаме и Гамбурге металл на продажу не выставлялся;
- авария британского контейнеровоза Napoli, где, по различным неофициальным сведениям, находилось от 160 до 1000 т никеля. Мизерное, казалось бы, количество, но на фоне нынешнего объёма биржевых запасов – это существенный тоннаж, и его возможная потеря вызвала очередной рост котировок;
- действия на рынке неназываемого крупного хедж-фонда, играющего на повышение. Ещё оставшиеся на бирже реальные потребители считают, что именно фондовая составляющая играет "первую скрипку" в формировании цен на биржевых торгах. В случае с никелем участники рынка говорят о том, что как только фонд завершит продажу своих запасов, цены тут же пойдут вниз, чтобы можно было восполнить проданные по высоким ценам объёмы никеля.

Главными потребителями металла являются производители нержавеющей стали, выпуск которой увеличился в прошлом году, по данным MEPS, на 14% - до 27,8 млн т. Но непомерные цены на никель стимулируют переход на использование более дешёвых материалов. Когда стоимость металла превысила смешные по нынешним меркам 17000 дол./т, потребители металла заявили, что будут искать частичную замену никельсодержащим материалам. Возможно, цены выше 40000 дол./т ускорят этот процесс и потребление никеля уменьшится.

Испытывает дефицит металла Китай, в связи с чем правительство страны с 1 января снизило пошлину на импорт необработанного никеля до 1%. На рынок никеля делает ставку бразильский железорудный гигант CVRD, поделившийся своими амбициозными планами стать мировым лидером в производстве этого металла. К 2009 г. бразильцы планируют выплавлять 300 тыс.т никеля в год.

Активизация инвестфондов на бирже в течение последних лет (с 2004 г.) имеет как плюсы, так и минусы. Наличие большого количества игроков со значительными запасами металла делает рынок более ликвидным и стабилизирует спрос, снижая зависимость от сезона и перебоев с поставками. Фонды, которые ранее вкладывали средства только в ценные бумаги, быстро оценили преимущества инвестиций в цветные металлы и научились формировать выгодные себе цены и даже прогнозы.

По данным Barclays Capital, более половины фондов в ближайшие три года намерены увеличить долю сырьевых товаров в своих инвестпортфелях до 10%. Чем это чревато для мирового рынка цветных металлов? Усиливающимся давлением на рынок; гигантские суммы инвестиций эквивалентны чуть ли не всему годовому выпуску цветных металлов. Становится очевидным, что прогнозировать поведение того или иного металла на рынке даже на ближайшую перспективу становится абсолютно невозможно.

Рыночные индикаторы – спрос/предложение - уже не являются основополагающими при формировании цены. Поэтому котировки цветных металлов переходят в разряд трудно прогнозируемых. Рынок уже привык к неоднократному изменению предыдущих прогнозов в течение года, но нужно ещё учитывать и отчасти "заказной" характер таких предсказаний. Собственно, банки и финансисты, оценивающие перспективы рынка, могут быть опосредовано причастны к биржевым спекуляциям и получать от них прибыль.

Так, Bloomberg сообщает, что компания Red Kite Management за последние два года увеличила инвестиции в цветные металлы с 50 млн до 1 млрд дол. По мнению аналитиков компании, самыми перспективными металлами сейчас являются медь и алюминий. Продолжающееся падение первой, на их взгляд, явление временное и крайне удобное для закупок меди с целью её дальнейшей перепродажи.

Спрос на медь в Китае и восстановление спроса со стороны строительного рынка США наряду с вечными отраслевыми форс-мажорами гарантирует усиление интереса потребителей к меди. А вот никель и цинк не столь привлекательны для вложения средств из-за своей и так крайне завышенной стоимости. С таким прогнозом можно поспорить, но стоит ли? Прогноз всегда можно изменить или интерпретировать его в свою пользу. Что, собственно, и делают спекулянты.

Останется ли в таких условиях место на биржевых торгах реальным потребителям? Оказывается, покупатели очень скептически оценивают рыночную суету и панику. Они абсолютно справедливо считают, что от лихорадки на рынке никто, кроме нескольких фондов, не выигрывает. Комментируя постоянный рост цен на никель на фоне снижения запасов, один из индийских импортёров заявил, что реальные потребители "закупают металл непосредственно у производителей" и совершенно не испытывают нехватки никеля. Он подтверждает, что запасы ЛБМ невысоки, но острого дефицита нет, реальный спрос и предложение сбалансированы. Эти сообщения лишний раз дают повод усомниться в верности биржевых прогнозов и индикаторов в отношении всех металлов.

Цены на алюминий в течение января колебались в пределах 2635-2976 дол./т, меняясь в соответствии с рыночными настроениями. Впервые за много месяцев на котировки металла оказала влияние забастовка: 18-дневная стачка в Гвинее, где сосредоточена треть мировых запасов бокситов, привела к росту цен на алюминий. В этой стране работают ведущие мировые производители алюминия: Alcoa, Alcan и РусАл.

Форс-мажор обнажил растущую зависимость рынка алюминия от производства глинозёма, для выпуска которого, в свою очередь, необходимы бокситы. Если сейчас рынок "наслаждается" доступностью сырья да ещё по невысоким ценам, то возможные перебои с поставками бокситов приведут к нехватке глинозёма и росту цен на всю последующую продукцию.

В январе ряд компаний объявил о своих новых проектах. Так, индийская Nalco изучает возможность строительства нового алюминиевого завода в Индонезии, норвежская Norsk Hydro - в Гренландии, Alcoa занялась возведением ГЭС в Бразилии, чтобы меньше зависеть от внешних поставок энергии для своих алюминиевых заводов; та же Alcoa, вероятно, будет строить собственную электростанцию для поставки электроэнергии на алюминиевый завод Eastalco в США.

Эксперты расходятся в оценках рынка алюминия в 2007 г.: прогнозируется как подорожание металла, так и его резкое удешевление. Но обилие новых проектов, рост инвестиций в производство на фоне растущих расходов на электричество, фрахт и соблюдение экологических норм ведут к росту расходов производителей алюминия, которые будут бороться за сохранение или даже увеличение текущего ценового уровня.

Потребители алюминия в январе также делали интересные заявления. На одной из конференций, посвящённых развитию рынка алюминия, прозвучало утверждение о том, что можно прогнозировать рост спроса на алюминий со стороны автопроизводителей из-за развития тенденций к замене стальных частей автомашин алюминиевыми для снижения их веса. Сейчас лишь 7,7% общего веса автомобиля приходится на алюминий; к 2010 г. этот показатель составит уже 10%, а через 20 лет – 35%. Практически одновременно с этим оптимистичным прогнозом прозвучало заявление японской компании Subaru об уменьшении и постепенном отказе от использования алюминия в автомобилях. По словам представителей компании, это связано с тем, что сейчас алюминий стоит очень дорого, а в будущем он будет только дорожать. И для сокращения расходов решено делать детали не из алюминия, а из обычной оцинкованной стали.

Медь - лидер прошлогоднего ралли - с начала нового года продолжала дешеветь. В декабре отмечалось, что биржевые цены на медь опустились ниже привычной отметки в 7000 дол./т, в январе спад усилился, и ценовой диапазон составил от 5480 до 5915 дол./т. Главным фактором, определяющим состояние рынка меди, стал объём складских запасов. Конечно, угрозы приостановок производства способствовали росту цен, но сильное увеличение медных запасов на ЛБМ снизило чувствительность рынка к подобным событиям. И складские объёмы в течение месяца не раз менялись: то вырастали до максимального за последние 2,5 года тоннажа – 213,7 тыс.т, то вновь опускались до уровня октября 2006 г. – почти 195 тыс.т.

Отраслевые форс-мажоры января:
- эвакуация рабочих с чилийского рудника компании Codelco в связи с угрозой оползня; этот оползень может негативно отразиться на объёмах добычи, так как затрагивает участок с самой качественной рудой;
- возможная забастовка на комбинате BHP Billiton в Чили, где профсоюзы недовольны зарплатой.
Среди новостей, вызвавших небольшой рост цен на медь, отметим сообщение о самых высоких показателях роста экономики КНР за последние 11 лет.

Трейдеры очень позитивно оценивают потенциал меди, несмотря на её теперешние невысокие ценовые показатели. По их мнению, подешевевший металл может привлечь покупателей, и сейчас "самое время скупать медь", но вот особого ажиотажа на рынке всё ещё нет. В то же время крупнейшие мировые поставщики меди – Codelco, Rio Tinto, Escondida, Antofagasta - пытаются "подлить масла в огонь", сообщая о снижении производственных показателей в завершившемся году.

Цинк несколько утратил доверие инвесторов. Только за первые дни января он подешевел с 4259 до 3670 дол./т. До конца месяца цены колебались в пределах 3900-3415 дол./т. В конце прошлого года появилась информация о том, что ряд металлургических предприятия снижает выпуск оцинкованной стали из-за высокой стоимости цинка.

По прогнозу Международной группы по изучению рынков свинца и цинка (ILZSG), рост мирового потребления цинка в 2007 г. сократится до 2,6% против прошлогодних 4,3%, поставки же рафинированного цинка возрастут на 4,9%, а концентрата – ещё более существенно. В целом, рынок должен сбалансироваться.

Что касается титана, японские компании прогнозируют отличный год для мировых его производителей. Так, Sumitomo Titanium пересмотрела в сторону увеличения свой прогноз на 2007 финансовый год. Спрос на металл со стороны авиационной и космической отраслей будет расти. Ожидается, что в 2007 г. продажи компании увеличатся на 4%. Компания ожидает роста потребления титанового проката как на внутреннем рынке, так и со стороны потребителей Азии и Ближнего Востока.

Ещё один японский поставщик титана - Toho Titanium на фоне повышения спроса на металл и подорожания титановой губки прогнозирует рост продаж в 2007 г. на 7%. Производители отмечают увеличение отгрузок металла потребителям в автомобилестроительной и судостроительной отраслях.
Яндекс.Метрика