Вернуться ко всем новостям

Альтернативный трубопровод - российский ответ на белорусское повышение тарифов

28.02.2007
Москва согласилась с ростом тарифов на транзит нефти в среднем на 30%, но это ещё не конец российско-белорусским спорам по поводу цен на нефть и газ. Решение Минска всколыхнуло целый пакет проблем.

Сейчас российское правительство рассматривает проект расширения Балтийской трубопроводной системы путём строительства дополнительной нитки. Тогда Белоруссия потеряет около 2/3 транзита российской нефти. Соответственно уменьшится транзит и по территориям Украины и Польши, однако конечные потребители получат гарантированное количество сырья.

Белорусская часть нефтепровода «Дружба» протянулась почти на 2000 км. Белорусские власти надеются заработать на транзите в этом году около 50 млн дол. Но это возможно только в том случае, если транзит останется на прежнем уровне.

И в то же время никто не знает, как поведёт себя Белоруссия дальше в области тарифной политики. В последние шесть лет транзит российской нефти по трубопроводу «Дружба» возрос и достиг 80 млн т в год, что составляет около трети всего российского экспорта. Кроме того, сама Белоруссия потребляет около 20 млн т российской нефти. В настоящее время из-за споров между Россией и Белоруссией объёмы транспортировки сократились, что нанесло серьёзный удар по деловой репутации России. Поэтому российские деловые круги предлагают построить новый нефтепровод пропускной способностью до 50 млн т нефти в год. Он пройдёт целиком по российской территории до порта Приморск на Балтике. Это гарантирует российскому нефтеэкспорту спокойное будущее.

Повышение транзитных тарифов, по мнению ряда экспертов, является ответом на недавний рост цен на поставки нефти в Белоруссию. Минск же уверяет, что повышение транзитных цен связано с увеличением стоимости обслуживания трубопровода, и именно это вынудило изменить тарифы, действовавшие с 1.01.1996 г. Минск сравнивает свои цены с гораздо более высокими тарифами соседей: 0,89 дол. за метрическую тонну на 100 км в Украине; 0,9 дол. за метрическую тонну на 100 км в Польше. Россия возражает, что транзит казахстанской нефти по российской территории обходится всего в 0,73 дол. за метрическую тонну на 100 км.

Необходимо сказать, однако, что Минск платит за поставки 20 млн т российской нефти и 20 млрд куб.м российского газа гораздо более низкие, по сравнению с европейскими, цены. Не будь таких демпинговых цен, Белоруссия никогда не смогла бы отправлять в Европу продукты нефте- и газопереработки.

Российские экспортёры готовы к новым тарифам. Несколько дней назад министр экономического развития Г.Греф заявил, что если бы о новых транзитных ценах Россию предупредили заранее и стороны успели провести переговоры, то, возможно, при наличии веских аргументов, новые тарифы были бы и приемлемы. Однако белорусские аргументы поступили всего за трое суток до введения новых тарифов; российская трубопроводная компания «Транснефть» была предупреждена операторами белорусской компании «Гомельтранснефть – экспортный нефтепровод Дружба». Вице-президент «Транснефти» С.Григорьев заявил, однако, что новые тарифы не повлияют на цены нефти для европейских потребителей.

Главным в этой истории остаётся принятие решения о строительстве дорогостоящего нового нефтепровода, дающего возможность уберечься от капризов соседей. Белоруссия продолжает настаивать на получении ренты за часть нефтепровода, проходящего по её территории, и грозится пересмотреть транспортный режим грузов и пассажиров через свою территорию в Калиниградскую область, прежде всего военных.

В 2008 г. Россия надеется решить большинство своих нефтетранспортных проблем, позднее, по окончании строительства «Балтийского Северного потока» (the Baltic North Stream), она решит и газовые проблемы. Правительство и Дума поддержали идею нового трубопровода, способствующего, по словам председателя думского энергетического комитета Язева, упрочению национальной энергетической безопасности.

По мнению С.Григорьева, трасса нефтепровода должна быть как можно короче. Проектные разработки уже ведутся. Около тысячи человек заняты проектированием и подготовкой первой фазы строительства. Она обойдётся в 2 млрд дол. На эту сумму предполагается взять кредит. Когда новая магистраль будет проложена, Минск столкнётся с серьёзной проблемой: вместе с платой за транзит он лишится и 20 млн т нефти, поставляемых по трубопроводу «Дружба» для белорусской экономики.

Решение этого энергетического столкновения видится следующим образом: Белоруссия лишится заметной части своих доходов от транзита нефти и перестанет получать «даровую» российскую нефть, тогда как часть доходов перейдёт к Украине, Польше и Литве. Россия выложит кучу денег за новый объект, но избавится от транзитной зависимости в экспорте нефти. Она также съэкономит деньги на будущем транзите нефти. А Европа через полтора года, получая российскую нефть, больше не будет задумываться, каким путём она доставлена.
Яндекс.Метрика