Вернуться ко всем новостям

Азиатское сдерживание на рынке стали

10.04.2007
Введя экспортные пошлины на железную руду, правительство Индии недвусмысленно показало, что желает сохранить сырьевые ресурсы для национальной металлургии. При этом власти не имеют ничего против реализации иностранными компаниями проектов в сталелитейной отрасли.

Однако такой путь, как показывает пример с затормозившимся мегапроектом корейской корпорации Posco, еще не гарантирует успеха, так что японская компания Nippon Steel, считающая индийский рынок стали весьма перспективным, решила заручиться поддержкой местного партнера.

По некоторым данным, Nippon Steel планирует основание в Индии совместного предприятия с местной компанией Tata Steel. Проект предусматривает строительство завода стоимостью более 420 млн дол. и мощностью около 1 млн т автолиста в год. Продукция предприятия предназначена для индийских автозаводов, в частности, принадлежащих японским компаниям.

Такие совместные предприятия по выпуску стальной продукции для автомобилестроителей Nippon Steel уже имеет в Китае, Бразилии и США. Японская компания и Arcelor Mittal - ее партнер на американском заводе - инвестируют около 250 млн дол. в сооружение новой производственной линии, что удвоит мощности предприятия. Хотя американские автомобильные корпорации General Motors, Ford и Chrysler (принадлежит германской Daimler) находятся в глубоком кризисе и сокращают выпуск, японские Toyota и Honda, наоборот, благоденствуют в США и намерены в ближайшем будущем расширить производство, а заодно и спрос на автолист.

Возвращаясь в Индию, отметим еще одно возможное партнерство, одним из участников которого хочет стать китайская компания Wuhan Iron and Steel. Председатель правления этой корпорации на прошлой неделе совершил визит в Индию, во время которого и высказал заинтересованность в основании совместных предприятий по добыче железной руды и производству стали. Индийская компания SAIL сразу же ухватилась за это предложение, сообщив, что может пригласить китайцев к участию в планируемых ею проектах.

Консолидация в мировой металлургической отрасли в основном ограничивалась Латинской Америкой. Arcelor Mittal окончательно определилась со сроками поглощения мексиканской компании Sicartsa, сообщив, что завершит сделку в начале апреля. По словам аналитиков, Sicartsa с ее мощностями в Мексике и США по выплавке 2,4 млн т стали и 1,7 млн т проката в год будет весьма ценным активом для глобальной группы.

Другая мексиканская металлургическая компания, Grupo Feld, станет собственностью бразильской Gerdau, приобретшей это предприятие за 259 млн дол. Особенность Grupo Feld заключается в том, что она является вертикально интегрированной компанией: в ее состав входят мини-завод в пригороде Мехико с годовой производительностью в 350 тыс.т стали и 330 тыс.т проката, сеть сервисных центров и строительная фирма. Как сообщает Gerdau, она планирует расширить производственные мощности Grupo Feld до 500 тыс.т стали в год.

Китайское правительство сделало то, чего от него ожидали еще с февраля, - сократило, а для большинства видов стальной продукции - и вовсе отменило возврат НДС экспортерам. По некоторым данным, официальное постановление на этот счет появится к 15 апреля, но информационные агентства уже приводят его содержание. В частности, предполагается прекратить практику возврата НДС экспортерам длинномерного проката, горячекатаных рулонов и толстолистовой стали, а для поставщиков холоднокатаных рулонов и оцинкованной продукции сократить возврат от 11 до 5% (из 17%).

Пока информация не получила официального подтверждения, китайские компании на время приостановили операции по продаже за рубеж как готовой стальной продукции, так и полуфабрикатов. О судьбе последних пока ничего не известно, но трейдеры опасаются, что действующая для них 10%-ная экспортная пошлина может быть повышена до 15-20%.

Очевидно, чтобы компенсировать рост затрат, китайским компаниям придется поднимать цены, но в текущих обстоятельствах это будет нелегко. Стоимость полуфабрикатов на восточноазиатском рынке в последнее время стабилизировалась. Заготовки котируются не выше 500-510 дол./т CIF, а слябы приобретаются региональными потребителями не дороже 520-530 дол./т CIF. В принципе, спрос на плоские полуфабрикаты в Азии очень высок, тогда как объемы предложения незначительны. Однако тайванским прокатным заводам не по карману продукция из СНГ, котирующаяся на уровне 560-570 дол./т CIF. Стоимость горячекатаных рулонов на региональном рынке в конце марта не превышала 490-520 дол./т FOB, а на второй квартал предусматривается повышение не более чем на 20-40 дол./т.

В то же время, в Европе местные компании рассчитывают увеличить текущие цены на горячекатаные рулоны в размере 500-520 евро/т ex-works не менее чем на 20-40 евро/т во втором квартале. В США внутренние цены на аналогичную продукцию составляют 560-570 дол./короткая т (907 кг) ex-works, а в апреле они могут подняться на 50-55 дол./короткая т. После этого они на 120-160 дол./т будут превышать азиатский уровень.

Но все же быстрее всего растут в западных странах цены на длинномерный прокат. Европейские компании в конце марта объявили новые цены на арматуру - безусловно, наиболее востребованную продукцию на региональном рынке. В апреле она будет обходиться потребителям по 540-580 евро/т с доставкой, что на 20-30 евро/т превышает уровень середины марта. Турецкая арматура пока поступает в Европу по 510-520 евро/т CIF, но в апреле и она может подорожать. Стоимость данной продукции для клиентов в странах Персидского залива достигла 640-650 дол./т CFR с доставкой в мае.

Российские компании практически ушли с мирового рынка длинномерного проката вследствие исключительно высокого спроса внутри страны. Украинская арматура по майским контрактам предлагается по 580-590 дол./т FOB, хотя в некоторых случаях цены могут достигать и 600 дол./т FOB.

Перед вступлением в силу экспортных пошлин на индийскую железную руду (1 апреля) неделя прошла в интенсивных консультациях с участием представителей правительства Индии и компаний-экспортеров руды. Однако, несмотря на заявления о возможном пересмотре ограничений, судя по всему, так ничего и не изменилось.

Теперь индийским железорудным компаниям остается считать потери. По предварительным данным, экспорт данного сырья в марте уже сократился примерно на треть, а в апреле-мае понижение может составить 40-50% по сравнению с прошлогодними показателями. Хотя экспортная пошлина в размере 300 рупий/т (менее 7 дол.) относительно невелика, эти дополнительные затраты будут слишком велики для поставщиков низкокачественной руды.

Повышение же цен в настоящее время проблематично. Китайские компании, на долю которых приходится львиная доля закупок индийской руды, в ультимативном тоне отказались от ее приобретений в случае подорожания. Местная металлургическая ассоциация CISA на прошлой неделе предложила своим членам план полной замены индийского сырья на национальном рынке. Он предусматривает, в частности, расширения добычи собственной низкокачественной руды, которой в Китае много, более активный поиск альтернативных поставщиков и расширение закупок в Бразилии и Австралии. Как подчеркивают представители CISA, даже в случае полного прекращения импорта руды из Индии имеющихся в китайских портах запасов хватит, по меньшей мере, до мая. За это время китайцы рассчитывают заключить новые договора с другими поставщиками.

Между тем корпорация BHP Billiton, входящая в “большую тройку” мировых производителей руды, утвердила обширную инвестиционную программу, направленную на увеличение добычи и поставок сырья. В частности, ею предусматривается расширение мощностей в Западной Австралии от 97 млн.т в 2006 г. до 155 млн т к 2010 г., а также рост пропускной способности порта Кейп Ламберт от 55 млн до 80 млн т/год. BHP Billiton в 2008 г. планирует поставить на мировой рынок порядка 220 млн т железорудного сырья, рассчитывая на Китай как на основного покупателя.

На мировом рынке металлолома новый скачок цен зафиксирован в Восточной Азии. Несколько тайванских компаний заключили договора на закупку материала HMS №1&2 в США по ценам, превышающим 400 дол./т CIF . Тем не менее этот уровень пока нельзя назвать типичным. По данным трейдеров, стоимость западного и японского лома на региональном рынке находится в интервале 360-380 дол//т CIF, причем спрос в последнее время несколько сократился из-за дороговизны.
Яндекс.Метрика