Вернуться ко всем новостям

Российских недропользователей за рубежом поддержит Минприроды

17.07.2007
На этой неделе на базе одного из своих департаментов Министерство природных ресурсов создаст совет содействия российским компаниям, разрабатывающим проекты по добыче полезных ископаемых за рубежом. Об этом объявил в пятницу 13 июля на совещании с недропользователями в Минприроды глава ведомства Юрий Трутнев.

Российские компании ждут поддержки МПР, особенно в области предоставления информации о недрах третьих стран, об их законодательстве и налоговом режиме. По информации главы департамента международного сотрудничества Минприроды Игоря Майданова, озвученной в ходе совещания в МПР, в настоящее время в 25 странах дальнего зарубежья и пяти странах СНГ ведёт разведку и добычу полезных ископаемых 21 российская компания. Общий объём их инвестиций оценивается в 2—5 млрд дол. И.Майданов отметил, что при достижении проектных мощностей этот показатель может возрасти до 15 млрд дол.

В материалах совещания говорится, что по состоянию на начало июля этого года наиболее интересные для России проекты в области разведки и добычи углеводородов есть в Алжире, Египте, Кении, Бразилии, Афганистане, Анголе и др., и среди них немало перспективных. Но есть и достаточно смелые, например, проект строительства НПЗ и нефтепровода в Афганистане. Источник в одной из крупных российских нефтяных компаний полагает, что с точки зрения политических рисков гораздо проще построить НПЗ в Туркмении, чем в этой стране. Он отмечает, что нефтяники периодически рассматривают проекты в третьих странах и приобретают лицензии, но инвестируют средства в доразведку малоизученных территорий крайне осторожно, в результате чего проекты простаивают годами.

Недропользователи ждут от Минприроды не только информационной помощи. Со стороны главы компании «Инэкотех» Игоря Кудрина даже прозвучали предложения содействовать в выделении денег из российского бюджета на геологоразведку в странах Африки с тем, чтобы по её результатам дешевле приобретать лицензии. Но Ю.Трутнев эту идею отверг категорически.

Заместитель директора департамента проектного управления «Роснефти» Валерий Русаков пояснил журналистам по окончании совещания, что «Роснефть» в настоящий момент формирует свою стратегию зарубежной деятельности, которая обозначит круг интересных для компании проектов в ряде третьих стран. По его словам, компания с 2001 г. ведёт геологоразведочные работы в Алжире на блоке 245И в паритете с компанией «Стройтрансгаз». Прогнозные ресурсы этого участка составляют 1,5 млрд барр. нефтяного эквивалента. За время работы в его освоение вложено 150—170 млн руб., а в ближайшие годы оба партнёра планируют потратить на этот проект не менее 0,5 млрд дол. Кроме того, «Роснефть» имеет 25-процентную долю в проекте Курмангазы по разведке шельфа Казахстана на условиях СРП, ещё 25-процентный опцион в этом проекте есть у российской стороны. В проект уже вложено 50—60 млн дол.

По словам Валерия Нестерова, аналитика ИК «Тройка Диалог», российские нефтяные компании нуждаются в поддержке государства за рубежом, но в основном по дипломатической линии. Он напомнил, что МИД России имеет адресные соглашения с рядом компаний, работающих за рубежом, например с ЛУКОЙЛ. По его мнению, в Минприроды слишком мало рычагов такого воздействия, за исключением возможности применять санкции к зарубежным компаниям, работающим на территории России. Эксперт отмечает, что вкладывать средства в геологоразведку углеводородов в африканских странах с их нестабильными политическими режимами рискуют чаще всего небольшие компании, в то время как «Роснефть» или «Газпром» обычно идут в третьи страны по политическим причинам и инвестируют в них с осторожностью.
Яндекс.Метрика