Вернуться ко всем новостям

Трубная идея “Газпрома”

22.07.2007
Российские компании все чаще будоражат зарубежные фондовые рынки своими планами грядущих поглощений. Вот и сейчас западные аналитики теряются в догадках, насколько реалистичны слухи о намерении “Газпрома” приобрести крупного производителя труб Vallourec Group. В принципе, такое вложение капитала стало бы вполне разумным.

Французская компания Vallourec создана в конце XIX века и непрерывно расширяла свою деятельность. Сейчас заводы группы расположены на пяти континентах, ее оборот превышает 4 млрд евро, и она превратилась во второго в мире поставщика бесшовных стальных труб, которые используются на электростанциях и других энергетических объектах. Повышение спроса на эту продукцию компании обеспечивает ее быстрое развитие, и за 2000-2006 гг. Vallourec утроила свои продажи - их объём достиг 930 млн дол. Около 40% ее суммарных продаж бесшовных труб (5,8 млрд дол.) осуществляется на нефтегазовом рынке, который продолжает быстро расширяться. По оценкам аналитиков инвестиционного банка Morgan Stanley, за ближайшие три года число нефтяных вышек в мире увеличится на 25%. При этом нефтяные компании вынуждены бурить все более глубокие скважины, к тому же иногда бурение ведется под наклоном, а это, по словам Марка Хьюберти из парижского банка Fortis, обеспечивает стабильный рост потребления высокотехнологичных бурильных и нефтепроводных труб Vallourec.

По сведениям британской газеты Daily Mail, “Газпром” собирается предложить Vallourec до 300 евро (403 дол.) за каждую акцию. При этом цена закрытия акций Vallourec на Парижской фондовой бирже на торгах 30 мая составила 224,47 евро за акцию, при этом рыночная капитализация компании превышает 8 млрд фунтов стерлингов (11,75 млрд евро, 15,8 млрд дол.). Компания выпускает бурильные трубы, а также неперфорированные цельнотянутые трубы, которые применяются при добыче нефти и газа на разработках крупных месторождений во всем мире. Аналитики сходятся в том, что это приобретение вполне целесообразно.

И действительно, дефицит поставок и рост цен на насосы и оборудование устьев скважин обеспечивает повышение маржи ключевых производителей, включая Vallourec, расположенной в пригороде Парижа. При этом если десять лет назад 77% деятельности этой компании было связано с поставками на рынки ЕС, то теперь 61% ее бизнеса осуществляется вне региона. Операционная маржа Vallourec составляет 29%, в этом отношении компанию превосходит только аргентинская группа Tenaris, которая выигрывает в первую очередь благодаря дешевой рабочей силе. Эти успехи Vallourec Group не остались незамеченными: начиная с 2004 г. акции компании на парижской бирже повысились на 350% - до 1,4 тыс.дол., и ожидается их дальнейший рост - до 1,6-1,8 тыс.дол.

Под руководством председателя правления Пьера Верлуки (Pierre Verluca), работающего в компании уже 26 лет, Vallourec превратилась в мощную силу на энергетическом рынке. Около 75% ее продаж в 2006 г. были произведены в нефтегазовой отрасли, электроэнергетическом секторе и нефтехимической промышленности. Хотя компания выплачивает 25% прибыли в виде дивидендов акционерам, она вкладывает крупные суммы в технологические исследования и развитие. Верлука уверен, что будущее - за трубами, способными выдерживать высокие температуры и давление. По его словам, “именно в этом состоит различие между высокотехнологичной и стандартной продукцией”.

В отличие от других поставщиков оборудования, Vallourec процветает, отчасти, еще и потому, что в большом объеме использует сталь собственного производства, что весьма существенно при нынешнем высоком уровне цен. Компания выплавляет в общей сложности 3 млн т стали в год на своих обрабатывающих заводах в США, Германии, Франции и Бразилии, где использует руду с собственного месторождения и собственный же уголь, получаемый из своего эвкалиптового леса.

В связи с ориентацией на энергетику Vallourec начиная с 2001 г. избавилась от девяти, не связанных с этим бизнесом подразделений, включая линии производства пружин для автомобильных сидений и авиационных труб. С другой стороны, компания делает профильные приобретения, в частности, в 2005 г. она купила производителя нефтяных бурильных труб Omsco за 120 млн дол., а в апреле 2006-го - CST, индийского производителя стальных труб для контуров охлаждения электростанций.

Однако возрастающая ориентация на крупнейшие в мире энергетические рынки означает и все большую зависимость от их тенденций. По крайней мере частично будущее процветание Vallourec будет зависеть от стремления нефтяных компаний добывать больше нефти, а также от обязательств провинциальных властей в Китае и других странах относительно инвестиций в строительство электростанций. Да и сам Верлука признает, что быстрый подъем азиатских экономик в последние годы продлится не более 15 лет. Кроме того, создание новых мощностей отнюдь не всегда требует сложного оборудования. Отчасти именно для того, чтобы устранить неопределенность в будущем, компания и расширяет свои технологические исследования.

Помимо захвата плацдармов на самых перспективных развивающихся рынках, Vallourec старается продавать больше энергетически эффективных труб на насыщенных рынках Европы и Северной Америки. Разумеется, там требуется именно высокотехнологичная продукция. Например, в 2005 г. компания поставила электростанции Neurath в Германии первые серийные горячекатаные трубы VM12, у которых, судя по всему, весьма неплохие перспективы. Чтобы довести эту продукцию до рынка, потребовалось шесть лет: эти трубы были запатентованы в 2000 г., затем они прошли тестирование в течение 1 млн часов. Поскольку VM12 выдерживают температуры вплоть до 620 град. Цельсия, электростанция может генерировать большее количество энергии и повысить эффективность этого процесса на 13%.

Такая продукция обеспечивает Vallourec бесспорные преимущества, что особенно важно в ситуации, когда в том же направлении движутся и конкуренты. В принципе, сейчас китайские и российские производители довольствуются низкотехнологичным сегментом рынка бесшовных труб, но понятно, что со временем и они захотят проникнуть в более дорогостоящий сегмент. Поэтому Верлука стремится играть на опережение. Только вот планов продажи компании у него, похоже, нет, и вряд ли инвесторы Vallourec согласятся на предложенную цену.

С другой стороны, французская компания могла бы стать хорошим приобретением для “Газпрома”, который как раз собирается начать применять “агрессивную стратегию расширения”, чтобы стать самой крупной по капитализации в мире: в апреле текущего года Александр Медведев упоминал о том, что “Газпром” намерен к 2014 г. увеличить свою рыночную стоимость до 1 трлн дол.

При этом такая диверсификация бизнеса была бы крайне выгодной для компании. Исследование консалтинговой компании Cambridge Energy Research Associates (CERA) показало, что с 2004 г. издержки международных нефтяных компаний выросли местами более чем на 50%. По словам Данэля Ергина, председателя CERA, “Резкий рост затрат стал одной из главных проблем нефтяной отрасли, которая влияет на решения топ-менеджеров”. С точки зрения Тима Эванса, аналитика по нефти инвестбанка Citigroup, в плане затрат нефтедобычи сформировался так называемый двойной пузырь. С одной стороны, в последние годы резко выросли цены на сталь и другие металлы, используемые для производства техники в разведке и добыче. С другой же, рост цен на нефть привел к росту активности компаний в разведке и добыче, что создало дефицит как на буровое оборудование, так и на квалифицированный персонал - геологов и инженеров. Сочетание этих факторов ведет к тому, что стоимость освоения нефтяных проектов выросла в зависимости от конкретного местоположения от 43 до 52%.

Рост конкуренции между ведущими нефтяными компаниями лишь усугубил проблему растущих затрат - компании пытаются компенсировать падающую добычу, начиная новые проекты, с целью увеличения зачисленных на баланс запасов и собственно добычи. При этом многие из них стремятся расширять свой бизнес в сфере нефтепереработки, где маржа ощутимо выше, чем в сегменте добычи. Поэтому возможность покупки производителя нефтегазовых труб - участника рынка, на котором прогнозируются прямо противоположные тенденции - было бы весьма разумным шагом со стороны “Газпрома”.
Яндекс.Метрика