Вернуться ко всем новостям

Рост сталелитейных мощностей и цен на металлоподукцию и железорудное сырье

31.08.2007
Заключение соглашения о стратегическом партнерстве с индийской государственной компанией Steel Authority of India (SAIL) позволило корейской Posco оперативно решить вопрос со своим мегапроектом в штате Орисса.

Всего через неделю после создания альянса с SAIL корейцы заявили, что строительство металлургического комбината мощностью до 12 млн т в год, судьба которого оставалась неопределенной на протяжении двух лет, точно начнется осенью 2008 г.

Окончательное решение принято и в отношении другого крупного проекта Posco во Вьетнаме. Корейцы и вьетнамская государственная судостроительная компания Vinashin совместно инвестируют 4,5 млрд дол. в строительство предприятия в свободной экономической зоне Van Phong Bay в “южно-центральной” части страны. Новый комбинат будет интегрирован с уже строящимся во Вьетнаме заводом Posco по выпуску горяче- и холоднокатаной листовой стали. Планируемая мощность комплекса составит более 8 млн т в год, но это - достаточно долгосрочные планы, так как вопрос о второй очереди будет рассматриваться только после 2012 г.

Параллельно Vinashin совместно с корейской компанией Songsan собирается начать в октябре этого года строительство небольшого завода, рассчитанного на выпуск около 100 тыс.т судостроительной стали в год. Предприятие планируется запустить в конце 2009-го. А Posco на прошлой неделе дала зеленый свет своему третьему проекту, правда, намного более скромному, чем индийский и вьетнамский. Речь идет о строительстве в Мексике предприятия стоимостью около 250 млн дол. и мощностью 400 тыс.т в год. Листовую сталь, которую будет производить этот завод, предполагается направлять на автомобилестроительные предприятия в Мексике и на юге США.

Реализация всех этих проектов позволит Posco довести свою производительность до около 55 млн т в год, однако не факт, что это обеспечит ей второе место в глобальном рейтинге. Индийская Tata Steel , отметившая на прошлой неделе свою 100-летнюю годовщину, презентовала планы увеличения своих мощностей до 61,1 млн т в год к 2015 г. При этом, интересно, что Tata Steel, в этом году завершившая поглощение англо-нидерландской Corus, рассчитывает в дальнейшем развиваться только за счет строительства новых предприятий. По данным руководства Tata Steel, компания уже подписала меморандумы о взаимопонимании по созданию ряда производств в Индии (совокупной мощностью 28 млн т в год) и за границей (на 7,5 млн т в год).

Интересную сделку провернула в США индийская компания JSW Steel, принадлежащая бизнесмену Саджану Джиндалу. Он приобрел за 900 млн дол. у своего старшего брата Притхви Раджа Джиндала его активы в США, включающие предприятие по выпуску толстолистовой стали на 1,25 млн т в год и трубопрокатный завод на 50 тыс.т в год. По мнению экспертов, такая консолидация “семейного бизнеса” (активы обоих Джиндалов контролируются диверсифицированным концерном OP Jindal) облегчит задачу дальнейшего расширения производственных мощностей в металлургическом секторе.

А вот Arcelor Mittal может постигнуть неудача с приобретением в Китае. Власти этой страны, похоже, намерены отменить уже объявленную сделку о покупке транснациональной группой 38,4% акций Laiwu Steel, восьмой по величине металлургической компании в КНР, выплавившей в прошлом году 10,8 млн т стали. Как неофициально заявляют представители китайского правительства, разрешение на эту сделку было дано еще до слияния Mittal Steel и Arcelor, а после него ситуация изменилась. Китайцы, очевидно, считают, что с Arcelor Mittal хватит и владения 36,7% акций в компании Hunan Valin Steel Tube and Wire. В прошлом году Valin Steel Group заняла в общекитайском металлургическом рейтинге десятое место.

На мировом рынке стали наиболее активно в последнее время растут цены на заготовки. Благодаря оживлению на этом рынке производителям повсеместно удалось повысить стоимость длинномерных полуфабрикатов на 10-25 дол./т по сравнению с началом августа.

В Восточной Азии китайские заготовки Q 235 подорожали до 550 дол./т C&F при поставках на Тайвань и до 555 дол./т C&F в Юго-Восточной Азии, а материал сорта 20 MnSi предлагается тайванским клиентам по 560-565 дол./т C&F. При этом из-за высоких затрат на доставку полуфабрикатов из других регионов (около 60 дол./т при отгрузке из Бразилии или черноморских портов) у китайцев в Восточной Азии почти нет конкурентов.

Стоимость заготовок на Ближнем Востоке подскочила до 560-570 дол./т C&F, а китайские компании вообще требуют (правда, безуспешно) до 600 дол./т C&F. Однако значительная часть этого повышения съедается расходами на фрахт, поэтому стоимость российской и украинской заготовки достигает только 510-515 дол./т C&F. В последнее время поставлять заготовки на Ближний Восток и в Северную Африку начали и американские компании, которым трудно найти сбыт на внутреннем рынке. Nucor и североамериканские заводы Arcelor Mittal предлагают длинномерные полуфабрикаты по 470-480 дол./т FOB, кроме них к экспортным операциям приступила и аргентинская Acindar.

Во второй половине августа китайские компании начали приподнимать и цены на слябы. Их стоимость при поставке на Тайвань достигла 530-535 дол./т FOB, а некоторые предложения поступают и из расчета 540 дол./т FOB. И здесь с китайцами трудно кому-либо конкурировать: стоимость слябов из СНГ составляет в Восточной Азии, как минимум, 560-570 дол./т C&F.

Несколько медленнее растут цены на готовый прокат. Китайские компании пытаются продавать арматуру в Корею по 570-580 дол./т C&F, а горячекатаные рулоны - по 560 дол./т C&F, но потребители пока не спешат заключать сделки по таким условиям. По их мнению, оптимальная цена и в том, и в другом случае должна быть близкой к 550 дол./т C&F.

Зато в Персидском заливе потребители начали активнее приобретать арматуру, что тут же привело к ее подорожанию до 615-625 дол./т C&F. Однако выигрыш производителей довольно скромный: турецкие компании все еще не решили задачу по выведению цен на длинномерный прокат на уровень выше 585 дол./т FOB, а при поставках арматуры и катанки из СНГ цены не всегда превосходят отметку 560 дол./т FOB. К тому же в этом году мусульманский пост Рамадан начинается уже 13 сентября, так что спрос на Ближнем Востоке может вскоре прекратиться.

Европейские производители листовой стали жалуются на экспансию дешевого импорта. По их словам, горячекатаные рулоны из США, Китая и Индии поступают в ЕС по 440-460 евро/т CIF, а холоднокатаные - 490-500 евро/т CIF. Это на 40-50 евро/т меньше, чем цены ex-works европейских компаний. Впрочем, местные специалисты надеются, что ближе к началу четвертого квартала импортные цены возрастут на 10-20 евро/т. Вообще импорт становится серьезной проблемой для европейских металлургов. За первые семь месяцев поставки из-за рубежа возросли на 47,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общий объем закупок в текущем году, наверняка преодолеет планку в 50 млн т.

В США цены на стальную продукцию пока стабильны и, по мнению аналитиков, такое равновесие продлится еще несколько недель. Компания AK Steel, правда, анонсировала на октябрь повышение цен на 30 дол. за короткую тонну (907 кг) по всему ассортименту углеродистого плоского проката, но этот шаг может оказаться преждевременным.

Порой кажется, что тарифы на фрахт при транспортировке железной руды в Китай уже достигли потолка, но это впечатление неизменно оказывается обманчивым. Острота дефицита тоннажа только обостряется, а это тянет цены все выше. Только за первую половину августа они прибавили 6-8%. Дошло до того, что доставка железной руды из Бразилии в Китай обходится на 20% дороже, чем стоимость этой руды на условиях FOB (около 50 дол./т).

Индийский 63,5%-ный концентрат во второй половине августа подскочил на китайском спотовом рынке до более 125 дол./т CIF, а потребителям это сырье, уже находящееся в портах, обходится дороже 130 дол./т (без учета железнодорожной доставки до завода). В последние недели китайцы сократили импорт, более интенсивно расходуя руду, уже складированную в портах, но совсем без закупок из-за рубежа они обойтись не могут. Впрочем, судя по окатышам, из-за сопротивления покупателей, остановивших свой подъем на отметке 135-140 дол./т CIF, этот взлет цен на ЖРС теоретически можно остановить.

Международные аналитики, прогнозируя ситуацию на мировом рынке железной руды в 2008 г., склоняются к тому, что повышение цен по годовым контрактам будет гораздо больше 10% и скорее будет близким к 25%. Свой обеспокоенный комментарий на эту тему обнародовала и китайская металлургическая ассоциация CISA. По словам ее представителей, китайские производители стали будут добиваться на стартующих в ноябре этого года переговорах стабильности мировых цен. Если же руда в будущем году таки подорожает, аналогично поднимется в цене и китайская стальная продукция, экспортируемая на внешние рынки. Что же, логичный аргумент, который, впрочем, вряд ли будет считаться поставщиками железорудного сырья серьезным препятствием на пути к продолжению подъема.

На рынке металлолома, между тем, на прошлой неделе продолжился рост цен. В Турции лом 3А из СНГ вышел в интервал 335-340 дол./т C&F, в Азии после длительного периода стабильности сдвинулся с места американский HMS №1. Некоторые контракты на прошлой неделе заключались по ценам до 355 дол./т C&F против 350 дол./т на протяжении почти всего лета. Подорожал и японский лом, стоимость которого также превышает порой 350 дол./т C&F.
Яндекс.Метрика