Вернуться ко всем новостям

Сергей Бельский рассказал о сбытовой стратегии "Русала"

21.03.2009

Вопрос: Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке?

Ответ: По нашим оценкам, реальный индустриальный спрос в 2009 г. может составить всего 27 млн т алюминия. Имеется в виду потребление непосредственно конечными потребителями. Это подтверждается данными о снижении потребления продукции ведущими отраслями: строительство, автомобилестроение, упаковка и т.д. Перспектива мирового рынка алюминия в 2009-10 гг., по нашему мнению, следующая: низкий спрос до конца 2009 г.; наличие профицита до 2010 г. включительно; рост запасов на LME (Лондонская биржа металлов) выше достигнутого в марте этого года уровня 3,3 млн т; снижение среднемесячных цен на алюминий до 1330 дол./т.

Падение спроса привело к обвальному снижению цен на все цветные металлы: медь, алюминий, никель, цинк с июля прошлого года, т.е. с момента пикового спроса на сырьевые товары цены снизились к настоящему времени на 50-60%. Цены на алюминий, цинк и никель упали ниже мировых среднеотраслевых издержек. В результате производство стало убыточным, и производители приступили к сокращению производства. В этих условиях ряд стран, прежде всего Китай, который является крупнейшим в мире производителем первичного алюминия, пошел по пути создания государственного критического резерва - это очень правильный шаг. Кроме того, что государство таким образом поддерживает собственную алюминиевую промышленность, это является еще и очень выгодным вложением средств. Когда кризис закончится, и цена с 1300 дол./т вернется на уровень 3000 дол./т и выше, то государство получит очень и очень хорошую прибыль. По нашим оценкам, общий объем госрезерва алюминия в Китае может составить до 1 млн т.

Вопрос: Могут ли еще вырасти запасы алюминия на LME, и что это значит для рынка?

Ответ: Могут, но надо понимать, что запасы на LME являются операционным стоком, которые в зависимости от спроса или увеличиваются, или уменьшаются. Когда кризис закончится, стоки на LME первыми среагируют на возрождение спроса. Это сразу отразится и на цене металла, которая, безусловно, вырастет. За последние два месяца на рынке цветных металлов не было резких ценовых скачков вниз. Такая стабилизация может говорить о нахождении рынком дна. Сколько времени продлится такая ситуация, пока сложно сказать. Я думаю, что мы сможем ответить на этот вопрос ближе ко второй половине 2009 г.

Ценовые издержки производителей вынуждают сокращать самые нерентабельные производства. Поэтому мы ожидаем, что в течение 2009 г. в мире будут закрыты все неконкурентоспособные производства алюминия. В данном случае "Русал" является наиболее конкурентоспособной компанией с точки зрения нашей себестоимости по сравнению с другими производителями. И, по нашим оценкам, после кризиса в мире останется три главных производителя алюминия - это Россия, Ближний Восток и Китай. Именно эти три региона переживут кризис и останутся алюминиевыми гигантами.

Вопрос: Вы говорили о спросе в 27 млн т в 2009 г., а каким будет предложение?

Ответ: Если действительно в мире произойдет объявленное сокращение мощностей, то общее производство составит порядка 35 млн т первичного алюминия.

Вопрос: Как сегодня "Русал" выстраивает стратегию продаж, как вы отстаиваете своих клиентов?

Ответ: В силу значительного падения спроса на нашу продукцию на внутреннем рынке России и, как следствие, необходимости увеличения объемов продаж за рубежом, дирекция по сбыту работает по следующим направлениям: первое - увеличение объемов продаж сплавов конечным потребителям, при условии, что контрактная премия превышает затраты на производство. Второе - безусловно, очень серьезное внимание к качеству продукции и оказанию коммерческих услуг. Это и предоставление дополнительного сервиса клиентам, и более быстрая доставка металла к потребителям. Третьим пунктом необходимо назвать меры, которые мы вынуждены предпринимать для того, чтобы ускорить оборачиваемость денежных средств. То есть в интересах компании как можно быстрее реализовывать металл на рынке.

Нашей стратегической целью является увеличение доли продаж конечным потребителям. В 2008 г., поскольку кризис уже начался фактически с четвертого квартала, доля продаж этой категории у нас составила 56%. Доля продаж первичного алюминия через региональных и глобальных трейдеров выросла до 44% соответственно. Думаю, что мы в этом году удержим долю продаж конечным потребителям на уровне 60%.

Вопрос: Как и кому, вы сейчас продаете металл?

Ответ: На начало марта у нас законтрактовано на долгосрочной основе и находится в конечной стадии обсуждения более 80% металла, запланированного к производству, небольшую часть планируем продать на споте.

В настоящий момент мы сохраняем минимальный уровень непроданного произведенного металла, и он гораздо ниже, чем даже в докризисный период - мы не боимся спотовых продаж. При этом мы можем достигнуть максимальных уровней премий в российских портах и принести дополнительную прибыль компании. То есть тот баланс продаж, который мы сегодня имеем, в текущих условиях кризиса является оптимальным.

Вопрос: Какие из мировых рынков сегодня наиболее перспективны?

Ответ: Для нас стратегически и политически важным является внутренний рынок, но в силу экономического кризиса мы вынуждены развивать продажи на экспорт для того, чтобы стабилизировать ситуацию.Если говорить об основных зарубежных рынках "Русала" в 2009 г., то приоритеты следующие - Европа, Азия, Северная Америка.

Учитывая, что в настоящее время идет падение экономики и соответственно спроса на алюминий в Европе, а это по-прежнему наш основной рынок, мы вынуждены еще более внимательно и быстро реагировать на происходящие изменения и развивать ранее начатую политику расширении продаж в Азии. Безусловно, Европа останется основным регионом сбыта, но при этом влияние Азии является для нас все более значительным в качестве второго центра продаж.

Азию мы делим еще на несколько групп. Первая группа: Япония, Корея, Тайвань, Таиланд и Вьетнам. Их общая потребность в металле более 4,3 млн т. Эта группа является нашей основной целью, несмотря на то, что все страны испытывают сейчас колоссальные трудности, и наблюдается спад потребления алюминия.

Вторая группа: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур. Они потребляют гораздо меньше - дефицит металла составляет у них всего 350 тыс.т. При этом данные страны также испытывают большие трудности. Отдача от бизнеса при поставках в эти страны будет меньше из-за удаленности, высоких транспортных издержек и традиционно сильных позиций конкурентов из Океании и стран Персидского залива, а также местного производителя в Индонезии.

И, наконец, отдельно стоящий рынок в Азии - Китай. Мы будем использовать все возникающие там возможности. Последние несколько лет Китай традиционно был нетто-экспортером. Ситуация качнулась в сторону нетто-импорта только в начале 2009 г. Во многом это обусловлено решением о создании стратегического государственного запаса, и, как следствие, цена алюминия на Шанхайской бирже впервые стала выше цены на LME. По нашим оценкам, при производственных мощностях 16 млн т алюминия в Китае, потребление алюминия в Китае в этом году составит примерно 11,5 млн т. В долгосрочной перспективе Китай является стратегической целью для "Русала". Мы находимся в непосредственной близости от Китая - наше основное производство находится в Сибири. Учитывая проблемы Китая с энергоносителями, "Русал" должен стать его стратегическим партнером. То, что мы начинаем делать сейчас, используя рыночную ситуацию, является первым звеном в нашей долгосрочной стратегии выхода на этот рынок.

Таким образом, в Азии наша основная цель - страны из первой группы в Азии: Япония, Корея, Тайвань, Таиланд и Вьетнам; Китай и Индия, поскольку Индия - второй гигант в Азии, успешно развивается. В настоящее время там сохраняется потребление и производство алюминия, и мы также следим за ситуацией и намереваемся осуществлять туда поставки.

Вопрос: Насколько снизилось поставки в Европу и Америку?

Ответ: Рынок Европы всегда останется одним из важнейших для "Русала", но нужно вспомнить о состоянии промышленности европейских стран. Мы видим, что идет сильное падение в Германии, прежде всего, в автомобильной промышленности; очень сложная ситуация во Франции и в Италии с производством алюминиевых строительных конструкций, т. е. кризис носит глобальный характер и, конечно же, он затронул европейские страны.

Североамериканский рынок является одним из крупнейших в мире, и я считаю, что "Русал" никогда не должен игнорировать его. Другое дело, что Америка для нас не может являться основным рынком сбыта в силу своей географической удаленности. Плечо от заводов "Русала" до центров потребления в Америке настолько велико, что это приводит к значительным транспортным затратам и необходимости отвлечения значительных средств на финансирование металла на период его транспортировки, а это сейчас наименее интересно по сравнению с другими рынками. Но даже в условиях кризиса мы продолжаем развивать американские продажи, в т.ч. сплавов. В Америке очень успешно действует наш торговый офис в Нью-Йорке, и в 2009 г. мы, возможно, поставим в Америку даже больше металла, чем планировали прежде.

Вопрос: В условиях кризиса компания много потеряла постоянных потребителей? Ответ: Те потребители, которые были с нами до кризиса, остались. Более того, мы находим новых потребителей и начинаем работать с ними, то есть мы успешно ведем конкурентную борьбу и вытесняем конкурентов за счет предоставления дополнительных услуг.

Источник информации:
AL
Яндекс.Метрика