Вернуться ко всем новостям

Пресс-конференция Гендиректора ООО "УГМК-Холдинг" Андрея Козицына по проблемам освоения Удоканского месторождения меди

22.11.2002
Генеральный директор ООО "УГМК-Холдинг" Андрей Козицын дал пресс-конференцию для федеральных СМИ по проблемам освоения Удоканского месторождения меди. Ситуация с запасами меди:
Уральские медеперерабатывающие предприятия испытывают хронический дефицит рудного сырья из-за истощения собственных месторождений и сокращения поставок извне после распада СССР. При этом ситуация с обеспечением сырьём продолжает ухудшаться, снижается эффективность работы предприятий, т.к. несмотря на имеющиеся значительные запасы, большая их часть сегодня непригодна к добыче по экономическим соображениям. По данным зарубежных специалистов, анализировавших ситуацию в медной промышленности Урала по программе "ТАСИС" (1998 – 1999 гг.) экономически обоснованных и пока неразрабатываемых запасов меди на Урале достаточно лишь на 6 лет работы медеперерабатывающих предприятий при существующих объёмах производства. И хотя объем резервных уральских запасов составляет примерно 19 млн. тонн, однако, вся уральская медь рассредоточена в 50 мелких месторождениях. Поэтому при нынешней цене на медь большинство из этих месторождений является нерентабельными.
Также необходимо отметить, что существуют разные методики подсчёта запасов: в России считают весь металл на всех горизонтах; на Западе считают тот металл, затраты на добычу которого окупаются. Так вот, по западным методикам на Урале рентабельно к отработке лишь 10% запасов меди. Рентабельных же запасов хватит для поддержания нынешнего уровня работы максимум на 10 лет. Дальше будет происходить падение производства, сопровождаемое экономическими и социальными последствиями.

Необходимость освоения Удокана:
Ситуация с медным сырьём в России критическая, и решать её нужно срочно и кардинально. Единственно правильное решение – разработка самого крупного стратегического месторождения – Удокана, которое содержит около 20 млн. тонн меди или 58% резервов меди в стране (или 40% резервов, если считать месторождения, уже подготовленные к освоению). УГМК считает, что пришло время начать его освоение. Удокан начали осваивать ещё в советское время: был построен БАМ, практически решена проблема транспортировки – от ж/д станции Новая Чара до Удокана всего лишь 23 км. В последние годы технологии шагнули далеко вперёд; изменились подходы – использование новейших компьютерных технологий позволяет значительно оптимизировать все процессы и сократить затраты.

Потенциальный иностранный инвестор:
Иностранный инвестор будет заинтересован в продаже концентрата с Удокана в Китай, где цена выше, чем на Лондонской бирже металлов. Поэтому идея о том, что «инвестор» будет добывать сырье и направлять его на наши перерабатывающие мощности, мягко говоря, обманчива, у инвестора свои интересы на мировом рынке меди и они далеки от российских приоритетов. Проще говоря – отдать на откуп иностранцам Удокан - это значит создать конкурента не только для УГМК, но и для всего российского медного комплекса в целом.
Возьмем пример компании «Казахмыс», заявившей о своем интересе к Удокану. Прежде всего, из предложений «Казахмыса» следует, что на российские заводы они планируют направить лишь 13-20% запасов Удокана, а 80-87% будет вывезено за рубеж. Расчёты, направленные в Минэкономразвития РФ показывают, что при мощности ГОКа в 10 млн. тонн руды в год Россия будет терять в год $31 млн. (разница между налоговыми поступлениями в бюджет при вывозе медного концентрата за рубеж и его переработке с получением рафинированной меди на российских заводах). При мощности в 20 млн. тонн руды в год ущерб для России возрастёт до $50 млн. в год. За весь период эксплуатации месторождения сумма ущерба для России по налогам превысит $3 млрд. и станет несопоставимой с возможным превышением платы участников при открытом аукционе по сравнению с закрытым тендером.
Далее, предложения Казахстана о направлении в течение первых 10-15 лет медного концентрата на российские медеплавильные заводы являются лишь декларацией, т.к. в условиях рыночной экономики завышенная цена поставщика может сделать данную сделку экономически неприемлемой для потребителя. Именно по такой причине с середины 90-х годов были практически прекращены поставки медного концентрата с СП "Эрдэнэт" на российские медеплавильные заводы, несмотря на наличие Межправительственного соглашения, предусматривающего такие поставки в Россию, и установленные Минпром РФ квоты на поставки концентрата. В конкретных условиях Удокана, более выгодной является продажа медного концентрата в Китай, по причинам более высокой цены продажи концентрата в Китае. Поэтому зарубежный собственник Удокана будет предпринимать максимум усилий по увеличению доли поставок экономически более выгодному потребителю – Китаю.
Кроме того, у России уже был негативный опыт лицензирования Удокана в 1992 году – когда победитель иностранная компания так и не начала освоение. Вообще, работающий Удокан, также как и российский медный комплекс, мировому рынку не нужен. Для иностранных компаний отсутствие на рынке российской меди будет означать поднятие цены.

Что мешает освоению Удокана:
Сегодня не согласованы условия проведения лицензирования, точнее его форма. Есть две позиции.
Администрация Читинской области, Минпромнауки РФ, Госгортехнадзор РФ считают, что необходимо проводить закрытый конкурс.
Минэкономразвития РФ и Минприроды РФ склоняются к проведению открытого аукциона.

В чём разница?
Главная разница – критерий определения лицензиата:
при конкурсе каждый претендент готовит технический проект; комиссия рассматривает массу аспектов: технических, экономических и социальных и выбирает лучшего претендента;
при аукционе – кто больше заплатит тот и победитель; кто он и что он намерен делать с медью – неважно.

Необходимо подчеркнуть, что аукционная форма лицензирования носит лишь преимущественный характер. Т.е. допускаются и другие формы. Учитывая уникальность Удокана, было бы правильным провести конкурс. Те, кто реально заинтересован в освоении Удокана, в переработке меди у нас в стране, в выпуске продукции высокого передела: катанки, порошков, катодов, кабелей, труб, радиаторов и т.д., не могут согласиться на аукцион, и требуют проведения конкурса.
Открытый аукцион с участием иностранных компаний на право недропользования Удоканского месторождения меди с большой степенью вероятности может привести к победе зарубежных компаний, имеющих формальные преимущества в возможностях по привлечению к финансированию данного проекта всемирно известных банков и страховых компаний. Аукцион оптимален для нефтяников (углеводород – это 90% готового продукта, а не 19% как у меди; на рынке работает много мощных компаний; много месторождений). Аукцион на Удоканское месторождение меди приведёт к негативным последствиям для Российского государства. Более того, будут нарушены законодательно оформленные принципы освоения подобных месторождений. Поэтому лицензирование Удокана должно быть закрытым, т.е. проводиться с участием только российских производителей.

О государственных выгодах:
сохранение независимости в производстве меди;
сохранение доли России на мировом рынке меди;
увеличение налоговых поступлений за счёт более глубокой переработки сырья Удокана на территории России, а также за счёт дополнительной загрузки железных дорог.
По сравнению со сценарием, предложенным "Казахмысом" за весь период эксплуатации месторождения Россия получит дополнительно более 3 млрд. долларов США. Это только дополнительные налоговые поступления. Несомненно, эта цифра значительно больше любых краткосрочных выгод от аукциона;
сохраняется социально-экономическая стабильность в медепроизводящих и медеперерабатывающих регионах;

Не будет ли для УГМК выгоднее поставлять концентрат в Китай?
УГМК – это медный комплекс Урала, это люди, территории – это ответственность, это смысл нашей работы. С чисто экономических позиций – при переработке концентрата до продукции высоких переделов – катанки, радиаторов, кабелей – наши прибыли превосходят прибыли от продажи концентрата.

Почему не допустить, что иностранная компания построит производство, и будет делать рафинированную медь, катанку, радиаторы?
Это экономически бессмысленно. Стоимость создания такого производства вместе со стоимостью освоения Удокана превысит $1 млрд. и вряд ли вообще окупится. Большие компании, располагающие достаточными ресурсами для этого уже имеют свободные мощности – за рубежом, им нет смысла создавать новые. Это подтверждается и предложениями "Казахмыса". Небольшим компаниям это не под силу.

Насколько Удокан важен для страны?
По сравнению с поступлениями от нефти, налоговые платежи медепроизводителей гораздо меньше. По налогу на добычу полезных ископаемых 95-98% поступлений даёт нефтегазовый сектор. Поэтому проблемы медников могут восприниматься как незначительные. Однако невнимательное отношение к вышеуказанным проблемам приведет к тому, что медный комплекс Урала через 8-10 лет начнёт сокращать объёмы производства – просто не из чего будет делать медь. Через 10 лет УГМК упадет на 130 тыс. тонн (сегодня УГМК производит порядка 330 тыс. тонн.). Пойдут проблемы у смежников – от кабеля до радиаторов. Поднимутся цены на внутреннем рынке. Неуклонно будет снижаться доля России на мировом рынке меди и доходы государства от экспорта. Будут падать доходы железных дорог. Начнут закрываться предприятия, сокращаться рабочие места. Всего – порядка 30 тысяч рабочих мест. Начнут умирать целые города – там, где медные предприятия – градообразующие. Общее население городов – 300 тысяч чел. Бюджетные потери составят порядка 1,4 млрд. руб. ежегодно, минус еще 2,4 млрд. руб. единовременно, которые необходимо будет направить на создание новых рабочих мест. Оживить всё это будет нельзя – не хватит никаких ресурсов.

Нельзя допустить повторения ситуации с Эрденетом:
УГМК против повторения ситуации, которая сложилась с советско-монгольским предприятием «Эрденет». СССР вложил в развитие Комбината порядка 1 млрд. долл. Однако, если с 1978 до 1991 года в Россию поступало с СП «Эрдэнэт» от 130 до 385 тыс.тонн медного концентрата в год (по мере ввода в эксплуатацию мощностей по выпуску концентрата), то после 1991 года ситуация коренным образом изменилась в худшую сторону. За 1991-1995 годы в Россию было поставлено 844 тыс.тонн медного концентрата (169 тыс.тонн в среднем за год). В 1996-1998 годах 149 тыс.тонн (50 тыс.тонн в среднем за год), в 1999 году – 47 тыс.тонн и в 2000 году - 25,2 тыс.тонн. Всего за 1991-2000 годы СП «Эрдэнэт» недопоставил России 335 тыс.тонн медного концентрата из доли, принадлежащей ей по межправительственному соглашению 1991 года. При этом расчёты показывают, что с 1 тонны меди, полученной медеперерабатывающими предприятиями с СП «Эрдэнэт», государство получало дополнительно в виде налогов с предприятий при существующей, крайне низкой, мировой цене на медь, не менее $ 280 или $ 16,8 млн. при поставке в год 60 тыс.тонн меди в концентрате (объём, соответствующий доле России в СП).
Начиная с 1996 года, проведена переориентация в поставках медного концентрата с России на Китай. В итоге в 1999 – 2001 годах на Китай поставлялось уже около 90% произведённой продукции. Для СП «Эрдэнэт» эти поставки экономически выгодны, так как:
Внутренние цены на медь в Китае выше мировых из-за специфики экономических отношений и дешёвой рабочей силы.
СП «Эрдэнэт» находится в кредитной зависимости от вышеназванных медных трейдеров в виде предоплаты. В течение 1999 года сумма таких кредитов составляла $48,6 млн., а в 2000 году – $ 63,0 млн., хотя условия их предоставления являются, по оценке экспертов Счётной палаты РФ, проверявшей работу СП за 1999-2000 гг., чрезвычайно невыгодными.
К 1999 году на «Эрденете» сформировалась программа “Медь” стержнем которой является идея повышения степени готовности продукции СП “Эрдэнэт” путём строительства медеэлектролитного завода мощностью 90-100 тыс.тонн катодной меди в год с капитальными вложениями порядка $ 300 млн. и организации кучного выщелачивания окисленных, смешанных и бедных сульфидных руд с получением 10-15 тыс.тонн катодной меди в год и затратами в $30 млн. В результате реализации этой программы прекратится выпуск в виде готовой продукции медного концентрата, необходимого для предприятий медной подотрасли России. На мировой рынок СП “Эрдэнэт” будет поставлять катодную медь, которая не нужна России, так как сегодня Россия сама экспортирует 70% производимой катодной меди.
Яндекс.Метрика