Вернуться ко всем новостям

"Кузбассразрезуголь" строит альтернативный угольный терминал в Эстонии

15.07.2003
В марте 2003 года из обзора эстонской прессы, опубликованного ИА REGNUM (http://www.regnum.ru/allnews/98886.html), стало известно, что одна из крупнейших угольных компаний России "Кузбассразрезуголь" (КРУ) участвует в строительстве угольного терминала в Таллинском порту. На первый взгляд, в этом нет ничего удивительного. Однако ранее - опасаясь конфронтации с правительственной политикой максимального переноса российского транзита в российские же порты - "Кузбассразрезуголь" всячески опровергал свою причастность к строительству терминала, а в российской печати сведения о проекте проходят в качестве "неподтвержденной информации" или "неофициальных данных". Поэтому теперь заявления исполнительного директора эстонской Ассоциации транзита Андруса Куусмана о проекте российского терминала в Таллине как о деле решенном воспринимаются уже совсем в ином свете.

А.Куусман заговорил об успехах эстонского транзита в 2002 году: "Что касается транзита, то минувший год был весьма успешным (…) Таллинский порт значительно вырос (…) Порт в течение прошлого года принял очень крупные инвестиционные решения. Во-первых, о строительстве угольного терминала (совместный проект с "Кузбассразрезуголь"), который уже в 2005 году должен войти в строй и быть готовым перевезти миллионы тонн угля" ("Бизнес-среда". Эстония).

Первые сведения о начале строительства угольного терминала для обслуживания "Кузбассразрезугля" появляются в октябре 2002 года. "Коммерсант" (2.10.2002. "Кузбасский уголь уплывает из Таллина") сообщил, что строить угольный терминал в Таллинском порту Мууга (Muuga) будет специально созданная для этой цели компания-оператор Coal Terminal, с которой вечером 30 сентября администрация Таллинского порта подписала соответствующее соглашение. "Проектная мощность всего комплекса - 5 млн т. Основным клиентом названа российская компания "Кузбассразрезуголь", контролируемая Уральской горно-металлургической компанией (…) В неофициальных комментариях специалисты Таллинского порта заявляют, что через резидента в Эстонии (имеется в виду АО Coal Terminal - Ъ) российские компании вложат в проект собственные средства". Вместе с тем, отмечает "Коммерсант" (2.10.2002), "заместитель генерального директора торгового дома "Кузбассразрезуголь" Дмитрий Носов заявил "Ъ", что его компания расценивает маршрут экспорта угля через Эстонию как самый сложный, и информацию об участии КРУ в проекте опроверг".

Эстонская сторона опровергать заведомо достоверную информацию не спешила. Более того, таллинские "Деловые ведомости" (18.12.2002. "Год похищения Европы") строительство угольного терминала считают одним из важнейших событий прошедшего года для Эстонии: "Таллиннский порт и фирма Coal Terminal AS подписали договор о строительстве угольного терминала на общую сумму примерно 1 млрд крон. За Coal Terminal просматривается российская фирма Rosco, тесно связанная с концерном "Кузбассразрезуголь". Если все сладится, Таллинн превратится в один из крупнейших на Балтике пунктов перевалки угля".

Из другой публикации эстонских "Деловых ведомостей" (2.10.2002. "Угольное будущее эстонских портов") можно узнать о примерных объемах инвестиций: "Компания Tallinna Sadam (Таллинский порт) 30 сентября подписала с фирмой Coal Terminal AS договор о строительстве в порту Мууга угольного терминала, рассчитанного на перевалку 5 миллионов тонн угля в год. Порт вложит в создание причалов и площадок около 600 млн крон ($37,5 млн), его партнер - 350 млн крон в строительство суперструктуры". Внятного ответа на вопрос, почему "Кузбассразрезуголь" не афиширует своего участия в строительстве Таллинского угольного терминала, в прессе так и не дано.

Куда более открыто идет обсуждение постройки при участии КРУ еще одного угольного терминала - порта в Усть-Луге (Ленинградская обл.). Ирония заключается в том, что изначально порт в Усть-Луге планировался для устранения "зависимости стратегического экспорта от услуг портов стран Балтии". "Чем быстрее здесь заработает угольный терминал, тем скорее Россия перестанет терпеть убытки от транзита твердого топлива через Ригу и Таллин" -, заявлял Виктор Калюжный, в 1999 году министр топлива и энергетики России. Строительство порта в Усть-Луге стало одним из главных начинаний Вадима Густова, который после избрания на пост губернатора Ленобласти в 1996 году заявил: "Основой же реформ в области станет строительство портов (...) Россия получит огромную выгоду, отправляя уголь через свои, а не через чужие порты".

Совсем недавно в многолетней стройке угольного терминала в Усть-Луге случилось знаменательно событие, о чем 1 июля сообщили "Санкт-Петербургские ведомости" : началась коммерческая эксплуатация первой очереди угольного терминала морского торгового порта "Усть-Луга". "Первый пусковой комплекс угольного терминала, способный обеспечить отправку через терминал до 1 млн тонн угля в год, приступил к регулярному приему и перевалке продукции". По мнению газеты "Деловой Петербург" (3.10.2002), именно "конфликт и затягивание сроков строительства порта в Усть-Луге привели к появлению альтернативного проекта угольного терминала в эстонском порту города Таллина мощностью 5 млн тонн в год". Издание отмечало, что угольный терминал в эстонском порту "может стать главным конкурентом Усть-Лужского комплекса". С другой стороны, эстонская пресса считает, что даже если терминал в Усть-Луге в 2003 году сможет пропустить до 4 миллионов тонн угля, "этого для нынешних российских объемов экспорта совершенно недостаточно. Угольной промышленности России новые портовые мощности на Балтике нужны как воздух", - писали таллинские "Деловые ведомости" 2.10.2002 г.
Яндекс.Метрика