В сентябре 2008 г., выступая на конференции инвесторов, один из представителей крупнейшей американской угольной компании Peabody Energy подчеркнул, что мировой спрос на уголь остается высоким, и цены продолжают расти. Схожее мнение высказал исполнительный директор другой крупной компании Massey Energy Co. Дон Бланкеншип (Don Blankenship): «Вопреки последним публикациям, мы находим, что рынок экстремально дефицитен» [2].
Неясно, на чем основывался подобный оптимизм, ведь первые сигналы к снижению активности на угольном торговом поле появились еще в августе. В первую очередь это коснулось рынка энергетических углей, так как в этом секторе большое количество угля торгуется по спотовым сделкам, которые незамедлительно реагируют на любые изменения конъюнктуры.
Аналитики Macquarie Group Ltd. констатировали, что в августе цены на топливо в портах снизились на фоне падения цен на нефть. Экспорт угля в австралийском порту Ньюкасл в первую неделю августа упал на 23%. Количество судов, доставляющих уголь, также уменьшилось. Цены на уголь энергетических сортов просели со 184 до 162 дол./т (ФОБ) [3]. В сентябре стоимость тонны угля для энергетики еще держалась на уровне около 150 дол./т, но в октябре рухнула до 105 дол./т. Таким образом, в течение трех месяцев цена угля понизилась почти в 1,8 раза.
Объявленный в сентябре индонезийской компанией PT Bayan Resourses Tbk форс-мажор вследствие проливных дождей, разрушивших шахту Вахана (Wahana) в провинции Южный Калимантан, что сократило объем экспорта угля из страны, не смог изменить ситуацию на рынке [10].
Особая надежда на азиатский рынок сбыта на этот раз не оправдалась. Еще недавно страдавший от дефицита угля, Китай теперь страдает от избытка собственной угольной продукции. В связи с падением экспортного спроса на китайские товары в стране замедлился рост спроса на уголь и электроэнергию. Это привело к увеличению угольных запасов и заметно ослабило интерес к дальнейшему импорту угля. Общий объем импорта, за девять месяцев этого года составивший 32,37 млн т угля, был на 16% ниже, чем за аналогичный период 2007 г. [9]. Запасы топлива в портах 21 сентября достигали 8,89 млн т. Это как минимум на 3 млн т выше обычного уровня. И они ежедневно увеличиваются на 100 тыс.т [6].
Большое количество угля складируется не только в портах, но и на некоторых крупных электростанциях, металлургических предприятиях и у других потребителей угля.
Индийские покупатели несмотря на острую необходимость в дополнительном количестве импортного энергетического угля для электростанций, воздерживаются от покупок или совершают их в незначительном объеме, так как находятся в состоянии ожидания дальнейшего снижения цен на уголь. По мнению индийских потребителей предлагаемая в настоящее время цена в 90 или 100 дол./т слишком высока [8].
Аналогичная ситуация наблюдается на рынке кокса. Неожиданный спад в стальном секторе резко изменил тенденции: сталелитейные компании дружно сокращают объемы производства, и спрос на металлургическое сырье резко снижается.
Если в первой половине 2008 г. китайские производители (лидеры по производству кокса в мире) увеличили цены более чем в два раза (в июне средняя цена на кокс составляла 650-670 дол./т), то за последние три месяца цены на кокс упали почти на треть. Текущая стоимость китайского кокса на мировом рынке не превышает 450-500 дол./т ФОБ [1].
Из-за снижения спроса на кокс, которое началось в августе, предприятиям, производящим кокс, было предложено снизить выпуск продукции насколько это возможно. Как сообщает Национальное бюро статистики Китая (National Bureau of Statistics), в сентябре 2008 г. производство кокса в КНР снизилось по сравнению с августом на 13,5%, до 25,67 млн т, а по сравнению с сентябрем 2007 г. – на 9,9% [4]. Чтобы удержать цены на сырье в ноябре, производство нужно сократить на 60-70% и не наращивать его как минимум до июня 2009 г. [7].
Таким образом, производство кокса будет продолжать снижение на фоне уменьшения производства стали. Кроме того, китайские продуценты стали имеют достаточные запасы кокса на складах, что также будет ограничивать его выпуск и не даст подняться ценам в ближайшие месяцы.
В отличие от рынка кокса ситуация на рынке коксующихся углей пока не столь критична, во многом благодаря долгосрочным контрактам, заключенным ранее.
Напомним, что контрактные цены на 2008-2009 годы взлетели на 206%, в среднем до 300 дол./т, а острый дефицит коксующегося угля взвинтил его стоимость на спотовом рынке до 400 дол./т. Теперь согласно прогнозу французского банка BNP Paribas стоимость нового годового контракта на коксующийся уголь упадет на 57%. Хотя имеются и более оптимистичные ожидания. Например, существует предположение, что цены на коксующийся уголь останутся на высоком уровне по причине недопоставок его из Австралии из-за слабых инфраструктурных мощностей и из Китая из-за высоких пошлин на экспорт угля и кокса. Кроме того, есть надежда на рост производства стали, в первую очередь в Индии [5].
По нашему мнению, спад активности на рынке углей для металлургии и как следствие откат цен неизбежен. Во всяком случае, уголь на спотовом рынке уже подешевел на 10-15%.
Слабый спрос в промышленности является главной причиной падения цен на уголь. Представители угольной отрасли полагают, что из-за монопольного положения угольных предприятий те меры, которые приняты для уменьшения добычи, поддержат цены на уголь до конца года. Однако аналитики опасаются, что уменьшение добычи может только сделать цены более стабильными, но не остановит тенденцию к понижению.
О.А.Криштопа