Цены на коксующийся уголь начали расти с 2001 г. вслед за улучшением конъюнктуры рынка стали. Существенный подъём цен произошёл в 2004-2005 гг. (рис.1), когда мировая металлургическая промышленность демонстрировала небывало высокие темпы роста, из-за чего потребность в коксующихся углях резко возросла. Но если в 2004 г. минимальные мировые контрактные цены FOB на высококачественный коксующийся уголь выросли в 1,5 раза, достигнув 70-75 дол./т против 50 дол./т в конце предыдущего года, то в 2005 г. они увеличились в 1,7 раза и составляли уже 120-125 дол./т.
Рис.1. Средние мировые контрактные цены на высококачественный коксующийся уголь в 2001-2007 гг., дол./т
Ажиотажный спрос привёл к тому, что большинство металлургических компаний закупили в этот период угля больше, чем реально требовалось, создав его внушительный запас. В 2006 г. на фоне замедления темпов развития мировой металлургии это дало возможность сократить закупки угля. Ко всему прочему не произошло ожидавшегося в 2006 г. роста спроса на коксующийся уголь со стороны китайских металлургов, и объёмы импорта в Китай уменьшились по сравнению с 2005 г. почти на 35%.
В результате продавцы коксующегося угля были вынуждены пойти на уступки металлургическим предприятиям и снизить цены в 2006 г. до 110-115 дол./т FOB [6].
Имеющиеся у потребителей и производителей запасы коксующегося угля продолжали оказывать давление на стоимость этого сырья и в первом квартале 2007 г. Так, крупнейшие японские металлургические компании Nippon Steel, JFE Steel, Sumitomo Metal Industries и Kobe Steel договорились с австралийской компанией BHP Billiton о снижении цен на высококачественные сорта коксующегося угля до 98 дол./т [5]. А в начале июня 2007 г. было завершено согласование вопросов, связанных с поставками высококачественных коксующихся углей из Китая по цене 105-106 дол./т, то есть примерно на 10 дол./т дешевле, чем в 2006 г.
Однако возникший спрос на коксующиеся угли со стороны индийских металлургов в последние недели июня 2007 г. внезапно обострил ситуацию на рынке. Активность спотового рынка ознаменовалась повышением цен на высококачественный коксующийся уголь, поставляемый из Австралии в Индию на 22-24 дол./т по сравнению с базовыми годовыми контрактными ценами.
Позже к возросшему спросу на уголь добавилось сокращение экспортных поставок из Австралии, вызванное стихийными бедствиями, которые серьёзно осложнили работу порта Ньюкасл и привели к его закрытию на некоторое время. Одновременно из-за непогоды возникли нарушения железнодорожной инфраструктуры, что спровоцировало определённые трудности в работе угольного терминала порта Далримпл-Бей, через который отгружается коксующийся уголь, добываемый в штате Квинсленд. В связи с этим в течение 2007 г. этот порт отгрузил на экспорт всего 46,5 млн т угля вместо возможных 56,5 млн т. В ноябре-декабре 2007 г. были сокращены на 1 млн т квоты на экспорт, выделяемые угольным компаниям в целях сокращения количества ожидающих погрузки судов, которое осенью 2007 г. колебалось в пределах 35-40 при времени ожидания погрузки до 30 дней [1].
Сужение объёма экспортных поставок вызвало напряжение на рынке коксующихся углей, что незамедлительно отразилось на их стоимости. К концу 2007 г. операции по краткосрочным контрактам осуществлялись по небывало высоким ценам – 160-165 дол./т FOB!
Ведущие эксперты сходятся во мнении, что в 2008 г. положение на рынке не только не улучшится, но и ещё более осложнится. Об этом свидетельствует раннее начало переговоров австралийских угольных компаний с Японией по вопросу годовых контрактов на поставку угля в эту страну в 2008-2009 финансовом году, начинающемся 1 апреля. Кроме того, сейчас в деловых кругах активно обсуждается возможное поглощение компании Rio Tinto компанией BHP Billiton. Сама вероятность такого объединения, в результате которого на мировом рынке появится монопольный игрок с годовым объёмом экспорта углей в 66 млн т, уже вызвало что-то похожее на панику даже среди самых крупных металлургических компаний многих стран мира, которые прекрасно понимают, что новая объединенная компания будет практически диктовать свои условия на рынке коксующихся углей, что приведёт к новому росту цен на эти угли.
На этом фоне не стало откровением заявление компании BHP Billiton о том, что в новом финансовом году контрактные цены FOB на высококачественные коксующиеся угли достигнут уровня 145 дол./т. При этом было подчёркнуто, что возврата к ценам 2004 г. больше не будет [1].
Достаточно напряжённо развивалась и ситуация на рынке энергетических углей. Цены на это сырьё стали подниматься ещё в конце 2006 г., когда Китай сократил экспортные поставки в связи с возросшим внутренним спросом, а на внешнем рынке появился ещё один значительный импортёр – Индия.
Несмотря на рост на 15 млн т поставок угля в первом квартале 2007 г. по сравнению с тем же периодом 2006 г., цены на энергетический уголь имели тенденцию к дальнейшему повышению: в переговорах о ценах на 2007 г. с австралийскими экспортёрами энергетического угля китайские покупатели согласились на 7%-ное повышение, японские – на 6%-ное, т.е. ценовой уровень достиг 55-56 дол./т [2].
На протяжении всего 2007 года цены на энергетический уголь устойчиво росли. Но если в течение первых трёх кварталов отмечалось плавное увеличение спотовых цен, то ближе к зиме рыночная ситуация резко обострилась из-за стихийных бедствий, аварий на шахтах и сбоев в работе транспорта. Поставки сырья на спотовый рынок заметно сократились, и цены на уголь подскочили в 1,7 раза по сравнению с началом 2007 г. (рис.2).
Рис.2. Среднемесячные цены спот на энергетические угли во втором полугодии 2007 г., дол./т (по данным «Росинформуголь»)
Компании-импортёры относительно спокойно перенесли повышение спотовых цен, которые в середине декабря 2007 г. достигли 91-95 дол./т FOB. Лишь индийские импортёры угля решили покинуть спотовый рынок в порту Ричардс-Бей и вернуться на спотовый рынок Китая, где стоимость угля оказалась на 25 центов дешевле (93,5 дол./т). Кроме того, у индийских потребителей возникло беспокойство относительно надёжности поставок через порт Ричардс-Бей в связи с недавними авариями при транспортировке угля к терминалу порта по железной дороге и соответствующим уменьшением запасов угля на складах порта [4].
Вслед за ростом цен на уголь взлетели ставки на его перевозку. Например, к середине октября 2007 г. стоимость судна класса «panamax» выросла по сравнению с первым полугодием более чем вдвое и достигла рекордных 88,379 тыс.дол. за сутки. Выросли тарифы на фрахт и других классов судов, предназначенных для транспортировки насыпных грузов [3]. Подобный скачок цен отмечался только в 2004 г., когда резко увеличилась потребность в морских перевозках из-за возросших объёмов экспортно-импортных операций с углем.
Интересно, что российские угледобывающие компании оказались в выигрыше от роста стоимости фрахта. При подорожании перевозок угля из Австралии – основного экспортёра угля в Японию или Корею, потребителям стран АТР выгоднее стало покупать российский уголь, так как его транспортировка оказалась дешевле. Россия имеет потенциал для наращивания экспорта. Вопрос только в том, смогут ли имеющиеся портовые мощности выдержать возможное увеличение нагрузки.
О.А.Криштопа