Вернуться ко всем новостям

Споры вокруг Каспийского трубопроводного консорциума

04.12.2003
В недрах Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) между акционерами нарастают противоречия в подходах к повышению рентабельности проекта. Официальная Москва склоняется к идее увеличить транспортный тариф, а частные западные компании выступают за расширение пропускной способности трубопровода, увеличение объемов прокачки и, следовательно, сборов. Участие в консорциуме самих экспортеров делает антагонистическими их отношения с государством транзита, заинтересованном в росте цен на транспортные услуги.

КТК постепенно увеличивает число своих клиентов. 20 сентября в Москве подписан договор о транспортировке между КТК и Калмыкией, представленной государственной инвестиционной компанией "КалмТЭК". Калмыкия планирует прокачивать не менее 300 тыс.т нефти ежегодно в счет квоты российского правительства, с увеличением этого объема с 1 июля 2004 г. до 700 тыс.т. Технически подключение калмыцкой нефти стало возможным после строительства небольшого соединительного трубопровода в районе насосно-перекачивающей станции (НПС) "Комсомольская".

С конца 2001 г. трубопровод КТК прокачивает казахстанскую нефть по территории России к черноморскому терминалу "Южная Озереевка". Сейчас маршрутом пользуются международные СП "Тенгизшевройл" и "Тургай Петролеум", "Карачаганакская интегрированная организация" и некоторые другие поставщики. Пропускная способность первой очереди составляет 28 млн т в год, проектная - 67 млн т в год. Стоимость транспортировки одной тонны казахстанской нефти составляет более 26 дол.; для российских поставщиков, как более близких к конечному пункту, она ниже. В частности, "КалмТЭК" будет платить примерно 14 дол.

Приход калмыцкой нефти сейчас весьма важен для частных акционеров КТК, представленных в основном западными компаниями. В российском правительстве сформировалась устойчивая группа влиятельных критиков экономической политики консорциума во главе с Виктором Калюжным, заместителем министра иностранных дел и специальным представителем президента по Каспийскому региону. В.Калюжный обвиняет КТК в неспособности обеспечить эффективную работу трубопровода и поступления в российский бюджет высоких дивидендов. Каждый новый клиент консорциума в такой ситуации - еще один аргумент в пользу коммерческой целесообразности трубопровода, пока страдающего от хронической недозагрузки.

Справка: Акционеры КТК (доля, статус): Россия (24%, государство), Казахстан (19%, государство), Оман (7%, государство), "ШевронТексако" (15%, частная компания), ЛУКАРКО (12,5%, частная компания), СП "Роснефть"-"Шелл" (7,5%, частная компания), "ЭксонМобил" (7,5%, частная компания), "Аджип" (2%, частная компания), "Бритиш Гэс" (2%, частная компания), СП "КазМунайГаз"-БиПи (1,75%, частная компания), "Шелл" (1,75%, частная компания).

Скорее всего, приход калмыцкой нефти не изменит общего движения государственных и частных акционеров КТК к большому конфликту. Корень разногласий между российским правительством и западными компаниями не в объеме загрузки трубопровода, а в различном подходе к тарифной политике. Москва хочет, чтобы размер тарифа отражал высокие мировые цены на нефть, а частные акционеры, они же главные грузоотправители, хотят, чтобы он остался на уровне, определенном в эпоху низких цен, в конце 90-х годов. Высокопоставленный источник RusEnergy, осведомленный о положении КТК, утверждает: "До западного Рождества российское правительство планирует добиться от акционеров существенных уступок в тарифном вопросе".
Яндекс.Метрика