Вернуться ко всем новостям

Среди претендентов на покупку глиноземно-алюминиевого комбината Подгорица (Черногория) - два российских холдинга

20.08.2004
Крупнейшие металлургические компании мира претендуют на второе по величине промышленное предприятие Черногории – Kombinat Aluminijuma Podgorica. Среди претендентов – два российских холдинга: «Русал» и «СУАЛ».

Идея продать столь важное для страны предприятие родилась у правительства Черногории около полутора лет назад. Именно тогда стало известно, что за комбинатом числятся долги, которые он не в состоянии погасить своими силами, поэтому пакет акций, принадлежащий государству, было решено продать иностранным инвесторам.

Kombinat Aluminijuma Podgorica (KAP) – управляющая компания глиноземно-алюминиевого комбината Подгорица. 65,5% ее акций принадлежат государству. На комбинате занято 2700 человек.

Одной из первых о своем желании получить контроль над КАР заявила Debis International Trading – компания, принадлежащая автомобильному концерну DaimlerChrysler. Правда, вскоре её интерес к прoмышленности Черногории поутих, зато он проснулся у более серьёзных игроков.

«Русaл» и «СУАЛ» – далеко не единственные претенденты на ведущее экспортно-ориентированное предприятие Черногории, которое поставляет на внешний рынок около 80% производимой в республике сырьевой продукции. Швейцарский концерн Glencore, французская Pechiney, норвежская Norsk Hydro, канадская Alcan, американская Alcoa также изъявили желание принять участие в тендере, устраиваемом правительством Черногории.

Требования, которым должны соответствовать претенденты, непросты. Согласно последним данным, которые распространило Агентство по реструктуризации и иностранным инвестициям Черногории, компания-претендент должна иметь «ежегодные продажи на уровне 199 млн дол. и объём произведенного алюминия на уровне 120 тыс.т по итогам 2003 г». Кроме того, участвовать в тендере смогут только те инвесторы, которые владеют фондами минимум в 300 млн евро. Жёсткие условия усугубляются тем, что внутренние и внешние долги КАР составляют в общей сложности 185 млн дол.

Шансы на успех есть у всех претендентов, но особенно высоки они у французской Pechiney, с которой черногорцев связывает давнее сотрудничество: оборудование и технологии, используемые в производстве, принадлежат именно этой компании.

В то же время швейцарская Glencore – крупнейший кредитор КАР, на неё приходится подавляющая часть оцениваемого в 130 млн дол. долга компании. Неплохие перспективы у алюминиевого концерна Alcan, который закончил второй квартал 2004 года с прибылью в два раза выше прогноза. В пользу того, что канадцы намереваются расширять активы за счёт полученной выручки, красноречиво говорят не только цифры, но и аналитики. По словам ведущего экономиста BB&T Capital Markets Ллойда О’Кэрролла, «у Alcan было несколько причин в прошлом квартале для получения хороших финансовых результатов, но повышение цен на алюминий дало наиболее существенный эффект». По мнению эксперта, «стоимость алюминия высокая и продолжает увеличиваться дальше», что будет способствовать менеджменту компании в наращивании активов. В этом случае КАР – идеальный объект для инвестиций.

В «Русaле», который в принципе значится в списках претендентов, не комментируют политику концерна в этом вопросе. Факты же таковы, что, несмотря на неплохую выручку по итогам полугодия (она составила 2,6 млрд дол. – «Газета.Ru»), «Русaл» успел уже изрядно потратиться на нигерийскую алюминиевую компанию Aluminum Smelter Company of Nigeria. Также отнюдь не в пользу инвестиционных возможностей «Русaла» говорит тот факт, что для модернизации производства на армянском заводе «Арменал» концерн предпочел привлечь иностранные инвестиции в размере 39 млн евро – вместо того, чтобы вкладываться самому.

Более вероятным российским претендентом считается «СУАЛ», второй в России по величине алюминиевый холдинг. Если «СУАЛ» выиграет тендер, то начнет реализовывать планы одного из своих совладельцев – Виктора Вексельберга – по масштабной экспансии на мировой рынок. Выиграть тендер для «СУАЛа», и особенно для его нового президента, южноафриканца Брайана Гилбертсона, значит очень много. Неделю назад В.Вексельберг, представляя нового управляющего, сказал: «Убежден, что вместе нам удастся реализовать амбициозные планы по созданию международной компании мирового уровня», а когда КАР опубликовал список участников тендера, его возглавил не кто иной, как «СУАЛ».

Важнейшим фактором станет энергетический вопрос. И хотя официально в условиях тендера об этой проблеме, которую испытывает комбинат в Черногории, не говорится, очевидно, что предпочтение получит та компания, которая сможет обеспечить достаточные энергетические возможности для развития КАР. Тут у «СУАЛа» конкурентов практически нет.

Теплые отношения В.Вексельберга с руководством Ленинградской и Мурманской областей дают хорошие возможности для наращивания мощностей двух АЭС, расположенных в этих регионах, и переброски электроэнергии в Черногорию. Это косвенно подтвердил генеральный менеджер КАР Михайло Баньевич: «СУАЛ» готов частично или полностью оплатить внешние долги и решить энергетическую проблему посредством экспорта необходимого количества электроэнергии».
Яндекс.Метрика