Вернуться ко всем новостям

СУАЛ-холдинг может стать стратегическим инвестором Запорожского алюминиевого комбината (Украина)

28.12.2004
ОАО «Запорожский алюминиевый комбинат» (ЗАлК) – единственный на Украине производитель первичного алюминия. В январе-ноябре 2004 г. предприятие произвело 99.4 тыс.т алюминия (101.2% к 11 месяцам 2003 г.), 239 тыс.т глинозёма (111.4%), 7.3 тыс.т технического кремния (100.5%) и 21.7 тыс.т ферросилиция. За первое полугодие 2004 г. выручка ЗАлКа составила 107 млн дол., балансовая прибыль – 7.8 млн дол. Крупнейшим акционером предприятия является российское ЗАО «АвтоВАЗ-Инвест» (68.01% акций), подконтрольное владельцу группы компаний «Арлан» Аркадию Большакову. В сентябре 2004 г. ещё 25% акций предприятия были приобретены на приватизационном аукционе компаниями «Арлан-Мет» и «Запорожалюминторг», аффилированными с А.Большаковым. В настоящее время под контролем российского бизнесмена находится более 93% акций ЗАлКа.

22 декабря запорожский комбинат распространил заявление о том, что акционерам предприятия на годовом собрании 4 февраля 2005 г. помимо стандартных вопросов повестки будет предложено одобрить увеличение уставного капитала предприятия вдвое – до 311.4 млн гривен (58.6 млн дол.) с нынешних 155.7 млн гривен (29.3 млн дол.). Игорь Павленко, пресс-секретарь ЗАлКа, пояснил, что средства от допэмиссии планируется направить на осуществление инвестиционной программы и на пополнение оборотных средств. «На днях правление комбината утвердило производственную инвестиционную программу сроком на 5 лет с общим объёмом инвестиций в 50 млн дол.», – заявил он RBC daily. И.Павленко затруднился определить цену размещения новых акций и круг инвесторов, среди которых они будут распределены. «По закону Украины, мы обязаны пока назвать только срок подписки – с 19 апреля по 6 мая 2005 г.», – отметил пресс-секретарь ЗАлКа.

Александр Михеев, первый зампред правления ЗАлКа, рассказал RBC daily, что допэмиссия проводится на комбинате с целью исполнения «АвтоВАЗ-Инвестом» инвестиционных обязательств (инвестировать 200 млн дол. в течение пяти лет), которые компания взяла на себя при приватизации 68% акций комбината в 2001 г. «Приоритетами производственной программы является автоматизация электролизного производства, - заявил он. – В следующем году предполагается ежемесячно реконструировать 10-15 электролизеров из существующих 608 штук. Кроме того, предприятие в течение нескольких лет намерено направить 21 млн дол. на модернизацию систем газоочистки». По его словам, акции ЗАлКа предполагается размещать по номиналу (0.25 гривен) на общую сумму 29.3 млн дол. При этом А.Михеев считает, что предприятию остро необходим стратегический инвестор, на роль которого пока реально может претендовать только «СУАЛ-Холдинг». «Такой небольшой комбинат, как запорожский, особых перспектив развития как самостоятельная компания не имеет, - считает зампред правления ЗАлКа. – Если СУАЛ согласится включить наше предприятие в свой холдинг, то это бы придало импульс развитию комбината». По словам г-на Михеева, соответствующие переговоры с СУАЛом уже ведутся, но говорить об окончательных результатах в настоящее время ещё рано.

Ольга Слепцова, заместитель директора департамента по внешним связям «СУАЛ-Холдинга», заявила RBC daily, что в ближайшее время связывающая СУАЛ и ЗАлК традиционная производственная кооперация по достигнутой договоренности будет существенно расширена. По её словам, речь идёт о расширении коммерческого партнёрства и координации товарных потоков. «Говорить о приобретении СУАЛом акций ЗАлКа или получении контроля над предприятием (например, путём покупки «АвтоВАЗ-Инвеста») преждевременно, – отметила представитель СУАЛа. – Этот вопрос может быть рассмотрен только после получения всех необходимых согласований со стороны соответствующих государственных органов Украины». В Антимонопольном комитете Украины RBC daily отказались говорить, поступали ли какие-то ходатайства по приобретению крупного пакета акций запорожского комбината от «СУАЛ-Холдинга».

По-видимому, главным камнем преткновения для участия «СУАЛ-Холдинга» в капитале ЗАлКа являются пресловутые инвестиционные обязательства «АвтоВАЗ-Инвеста», которые выполняются с существенным опозданием, что несёт в себе риск возврата 68%-ного пакета акций предприятия в госсобственность. А.Михеев не стал обсуждать эту тему, а с А.Большаковым RBC daily связаться не удалось. Максим Матвеев из «Альфа-Банка» не исключает, что СУАЛ просто ждет, когда на Украине закончится период политической неопределённости, связанный с выборами президента, но его украинский коллега, пожелавший остаться неназванным, считает, что российский холдинг просто сбивает цену на запорожский комбинат.
Яндекс.Метрика