Я сомневался, принимать ли мне приглашение выступить на этом форуме или нет: я иностранец, работающий в России совсем недавно. Я являюсь президентом СУАЛа только 9 месяцев, однако большая часть этого времени ушла на знакомство с компанией и определение будущих возможностей. Что может новый человек, к тому же, иностранец, рассказать столь уважаемой аудитории о России?
Два фактора вдохновили меня на сегодняшнее выступление. Во-первых, СУАЛ — частная компания, и я могу позволить себе рассуждать о возможных перспективах с большей свободой, нежели руководитель компании, чьи акции котируются на бирже. Если мои предположения со временем не реализуются полностью, мы не рискуем услышать протест со стороны институциональных инвесторов, а это как раз та причина, которая часто сдерживает руководителей западных компаний в их публичных заявлениях. Во-вторых, я считаю, что можно провести множество параллелей между теми тенденциями, которые сегодня существуют в российской горно-металлургической отрасли, и тем, как развивалась отрасль в других странах.
Итак, сегодня я остановлюсь на пяти тенденциях, способных радикально изменить горно-металлургическую промышленность России и СНГ и вывести новые российские компании на уровень мировой конкуренции с сегодняшними сырьевыми гигантами.
Вначале я бы хотел сказать несколько слов о СУАЛе. Это меньший из двух производителей алюминия в России с объёмом выпуска около 1 млн т в год. Это полностью сбалансированная по сырью и производственным мощностям компания, интегрированная по всей производственной цепочке боксит-глинозём-алюминий. Кроме того, СУАЛ имеет в своём составе значительные мощности по глубокой переработке металла и опыт работы в этой области: ряд предприятий, входящих в Группу, традиционно поставлял высокотехнологичную продукцию для советского ВПК.
Компания принадлежит небольшой группе частных акционеров, двое из которых: г-да Вексельберг и Блаватник - владеют контрольным пакетом. Они поручили моему предшественнику, г-ну Крису Норвалу, внедрить современные процедуры управления и международную систему отчетности.
В основном, это уже сделано. Например, у нас подготовлена аудированная финансовая отчетность за 4 года по стандартам МСФО. Независимый Аудиторский комитет, который возглавляет г-н Барри Рурк (до 2001 г. — старший партнёр PricewaterhouseCoopers), только что утвердил отчётность за 2004 год. (Таким образом, подтвержденная аудиторами отчетность готова уже через 3 месяца по окончании года — хороший показатель, который в будущем будет улучшен, когда система SAP будет полностью введена в эксплуатацию.)
По результатам 2004 г. выручка составила 2.3 млрд дол., что на 600 млн дол. больше, чем в 2003 г. В значительной степени это обусловлено высокими ценами и реализацией продукции предприятий, вошедших в состав СУАЛа в течение года. Благоприятный эффект от увеличения выручки был в значительной степени нивелирован укреплением российского рубля, а также повышением цен на сырьё и энергию. В 2004 г. показатель EBITDA составил более 400 млн дол., что более чем на 20% превышает показатель предыдущего года.
В течение года Группа инвестировала 400 млн дол. в основные средства и модернизацию предприятий, в приобретение активов. Общая сумма активов по состоянию на 31 декабря 2004 г. составила 2.8 млрд дол. Если бы финансовые результаты от деятельности новых активов учитывались за весь год, а не с даты их приобретения, то показатель EBITDA превысил бы 500 млн дол.
Теперь, вместо того, чтобы рассказывать и дальше о том, что из себя представляет СУАЛ, мне бы хотелось на конкретных примерах нашей работы проиллюстрировать те возможные серьёзные перемены, которые ждут наш сектор в будущем.
Минерально-сырьевые ресурсы России/СНГ
.
Россиянам известно об огромных просторах страны, однако, мне кажется, иностранцы не всегда могут по достоинству оценить этот масштаб. С востока на запад Россия простирается на 13 временных поясов, а её геология и запасы полезных ископаемых в полной мере соответствуют этому масштабу. Этот регион — кладезь возможностей, важность которого ещё предстоит оценить мировому рынку. По оценкам экспертов, валовая стоимость разведанных и оцененных сырьевых запасов доходит до 30 трлн дол. США по мировым рыночным ценам. Разведано и разработано около 20000 месторождений, только одна треть из которых разрабатывается.
Россия занимает первое место в мире по запасам железной руды (33% мировых). Это вторая после США страна по разведанным запасам угля, составляющим 11% мировых (198 млрд т). Она занимает первое, второе и третье места, соответственно, по разведанным запасам никеля, платиноидов и алмазов. Российские запасы золота (7-8% мировых) стоят на третьем месте после ЮАР и США. По мировым запасам бокситов Россия находится на девятом месте. Более 10% разведанных запасов нефти, треть запасов природного газа и значительное количество месторождений цветных и редких металлов сосредоточены в России.
Несмотря на такие огромные запасы, в России/СНГ ещё не сформировалась компания мирового уровня, способная на равных конкурировать с ведущими западными компаниями на международных рынках. Норильский никель, разрабатывающий лучшее месторождение в мире, занимает самую высокую позицию из всех российских компании и находится только на 9-м месте. Мне кажется, что в ближайшие годы эта расстановка может серьёзно измениться. Пять основных тенденций: обновление, консолидация, партнёрство, диверсификация и интернационализация — характерны сегодня для России, и, вполне вероятно, могут привести к созданию компании из России/СНГ, способной бороться за отраслевое лидерство на мировых рынках.
1.Обновление.
В настоящее время Россия, страны СНГ представляют собой центр слияний и поглощений в сырьевой сфере. Поскольку сравнительно небольшое количество акционеров контролирует ключевые минерально-сырьевые активы, относительно просто вести переговоры о сделках, не привлекая многочисленных консультантов и не проводя сложные процессы юридической и финансовой экспертизы в отличие от сделок с западными публичными компаниями. Эти акционеры хорошо информированы, проницательны, предприимчивы; они стремятся создавать хорошие и надёжные предприятия, увеличивая стоимость своих активов. Они понимают, что многие производственные мощности уже устарели и подлежат модернизации и замене, чтобы соответствовать современным экологическим и производственным стандартам.
Начало такого процесса обновления в СУАЛе напоминает мне трансформацию алюминиевой промышленности в Южной Африке, произошедшую за короткий промежуток времени: от небольшого малоэффективного алюминиевого завода с технологией Сёдерберга до самого эффективного завода в мире с производством в 1 млн т (7% мирового выпуска) алюминия.
Процесс обновления СУАЛа включает в себя три проекта.
1)Проект «Восход» — новый(е) мега-завод(ы).
СУАЛ принял решение о необходимости строительства в течение 5-7 лет нового алюминиевого завода мощностью 1 млн т в год, что соответствует нашим сегодняшним совокупным мощностям. Проектом предусматривается строительство одного мега-завода, возможно, двух менее крупных. На данный момент определены три потенциальные площадки для строительства в России, однако их может быть и больше. Поскольку наличие электроэнергии по конкурентной цене на долгосрочной основе является предпосылкой и решающим фактором для выбора местоположения завода(-ов), в настоящее время мы ведём переговоры с РАО ЕЭС с целью изучения возможных альтернатив.
В случае успешного завершения переговоров, мы намерены привлечь к реализации данного проекта отечественных и/или международных партнёров. Один крупный международный производитель уже выразил такую заинтересованность. Хотя новый завод, скорее всего, будет построен в России или одной из стран СНГ, мы не исключаем возможности строительства в других странах. В связи с этим, на прошлой неделе вы могли прочитать в прессе сообщения о моем предложении Министру торговли и промышленности ЮАР рассмотреть возможность нашего участия в проекте «Coega». В настоящий момент мы ожидаем его ответа.
2)Современные технологии.
За последние 20 лет в России не было построено ни одного нового алюминиевого завода, и сегодня эффективность серий электролиза не всегда соответствует эффективности современных заводов. В целях обновления нашей технологии и приведения её в соответствие с высочайшими стандартами, неделю назад мы осуществили запуск нового экспериментального участка электролиза, состоящего из шести электролизёров на 300 кА с обожжёнными анодами. Электролизёры пущены в эксплуатацию для оценки конструкции анода, катода, системы подачи глинозёма и конструкции ошиновки. В оценку будет входить мониторинг гидромагнитных характеристик и разработка оптимальных технологических процессов при эксплуатации. Эти электролизёры также будут являться наиболее передовыми и с точки зрения воздействия на окружающую среду. Экспериментальная серия соединена с газоочисткой, которая должна обеспечить нормы выбросов в соответствии с мировыми стандартами. Наша задача — разработка этих электролизёров с целью их использования как для модернизации существующих мощностей, так и для строительства новых.
3)Проект «Коми-Алюминий».
Несмотря на то, что СУАЛ является сбалансированной компаний по всей своей производственной цепочке, включающей бокситы, глинозём и алюминий, российская индустрия в целом характеризуется большим дефицитом глинозёма. Для производства 3.5 млн т алюминия в год российской алюминиевой промышленности требуется 7 млн т глинозёма. Однако только 3.2 млн т глинозёма производится внутри страны, а недостающие 55% импортируются.
Проект «Коми Алюминий» представляет собой серьёзный шаг на пути к улучшению общей ситуации с наличием глинозёма для нужд российской алюминиевой отрасли. Целью проекта является создание интегрированного боксито-глинозёмного комплекса в Республике Коми. Проект будет эксплуатировать обширные и доступные запасы Среднетиманского бокситового месторождения — наиболее крупного в Евразии, доказанные запасы которого составляют 260 млн т, — для производства 6 млн т бокситов и 14 млн т глинозёма в год. Капитальные затраты по проекту, вероятно, превысят 1 млрд дол.
Наш план финансирования проекта включает сотрудничество с Международной финансовой корпорацией (IFC), Европейским банком реконструкции и развития и консорциумом западных банков.
Я рассчитываю, что проект Коми-Алюминий получит окончательное одобрение уже в этом месяце.
Проект «Коми-Алюминий» также открывает возможность строительства поблизости алюминиевого завода мощностью до 500 тыс.т первичного металла в год. Проделана значительная работа для анализа перспектив такого алюминиевого завода (который, в случае утверждения этого проекта, станет частью реализации наших планов по наращиванию производства на 1 млн т). На текущий момент мы ещё не решили вопрос долгосрочных поставок электроэнергии по приемлемой цене, но процесс переговоров продолжается.
2.Консолидация.
Безусловно, в России есть крупные горнодобывающие и металлургические компании, и первыми в голову приходят Норильский никель и РусАл. Тем не менее, процесс консолидации, характерный для появления сырьевых гигантов на Западе, в России ещё не завершен, фактически он только начался. В промышленности, где размер имеет значение, а финансовая мощь определяет доступ к лучшим проектам и успех в них, консолидация — жизненно важный процесс.
Сегодня СУАЛ представляет собой небольшую компанию. Наша программа обновления увеличит размер СУАЛа, однако наряду с этим есть ещё и возможности консолидации.
Таким образом, я рад объявить сегодня о первом шаге СУАЛа на этом пути. Мы подписали Меморандум о взаимопонимании — пока ещё не являющийся юридически обязательным и в связи с этим накладывающим определенные ограничения, — касающийся приобретения у КЭС 28%-ного пакета акций ТГК-9.
ТГК-9 — это недавно сформированная Территориальная генерирующая компания, которая включает в себя ряд разнообразных тепло- и энергогенерирующих активов, в основном работающих на природном газе, в Уральском регионе, которая начала свою работу после её выделения из национального монополиста РАО ЕЭС. Её установленная мощность будет составлять 3.2 ГВ/ч, а выручка в 2005 г. приблизится к 1 млрд дол.
Это приобретение укрепит присутствие СУАЛа в регионе, где расположены ключевые заводы компании, такие как БАЗ, УАЗ, КУМЗ. Но ещё важнее тот факт, что эта вертикальная интеграция с важным источником электроэнергии минимизирует риски СУАЛа в производстве алюминия, в частности, в плане неопределённости, связанной с реформой энергетики в России.
3.Партнёрство.
Важным компонентом будущей стратегии СУАЛа является поиск партнёров для участия в больших совместных предприятиях. Это широко принятая международная практика, где партнёры берутся вместе за реализацию больших проектов, разделяя риск, объединяя квалифицированные ресурсы и практический опыт на благо всех участников.
Я уже говорил о возможности присоединения к нашему проекту «Восход» по строительству мега-завода российских и/или западных партнёров. Кроме того, я рад объявить сегодня о том, что мы близки к подписанию Меморандума о взаимопонимании с РусАлом, который, как мы ожидаем, станет партнёром в проекте «Коми-Алюминий», а также основным конечным потребителем глинозёма, произведенного в Коми.
На мой взгляд, это значительный шаг в сторону сближения в российской алюминиевой промышленности, что открывает большой потенциал для будущего сотрудничества между двумя российскими производителями.
4. Диверсификация.
10-15 лет назад крупные институционные инвесторы на Западе хотели только «чистой игры», т.е. однопрофильные сырьевые компании и даже работающие только в одном регионе компании, из которых инвестор мог набрать себе идеально подходящий для себя портфель бумаг. Сегодня все основные сырьевые компании мира диверсифицированы как по продукции, так и географически. И по моим прогнозам, путь к становлению мощи России и СНГ лежит через такую диверсификацию.
Более того, СУАЛ уже сделал первые шаги в направлении такой диверсификации.
Первым шагом стало приобретение в 2004 г. 69%-ной доли в капитале ЗаЛКа, глинозёмо-алюминиевого комбината на Украине, на данный момент выпускающего 260 тыс.т глинозёма и 110 тыс.т первичного алюминия, а также кремний и ферросилиций. Это приобретение даёт нам первый актив за пределами Российской Федерации, а также выход на другие предпринимательские возможности на Украине, стране, богатой ресурсами.
Вторым шагом в направлении нашей диверсификации, и я очень рад объявить об этом, стал успешный ход наших переговоров с Access Industries, крупной сырьевой компанией. После получения согласований со стороны официальных властей мы планирум объединение алюминиевых активов группы СУАЛ с угольными активами Access. Наше партнёрство распространяется на добычу и реализацию угля одного из самых больших в мире открытых угольных разрезов («Богатырь»), находящегося в Экибастузе, Республика Казахстан; подтверждённые запасы его составляют почти 500 млн т угля. Энергетический уголь компании используется основными электростанциями Казахстана (около 50%) и Уральского региона России (около 50%), в том числе теми, которые поставляют электроэнергию Группе СУАЛ. Годовой объём добычи угля составляет около 36 млн т, или около 50% угольной добычи Казахстана.
Эта транзакция, как и упомянутое выше приобретение доли в ТГК-9, представляет собой вертикальную интеграцию с энергоресурсами, тем самым ограничивается риск для производства алюминия СУАЛа. К тому же, это дает СУАЛу как диверсификацию в географическом смысле (активы Access находятся в Казахстане), так и диверсификацию продукции.
В результате особенно последней транзакции, наша исторически сложившаяся централизованная структура, рассчитанная на производство продукции одного типа в одной стране, будет пересмотрена и приведена в соответствие с современными примерами диверсифицированных сырьевых компаний, что увеличит наш потенциал в реализации дальнейших возможностей.
5. Международные оценки.
Наиболее сложной задачей для любой компании, претендующей на мировое лидерство, является получение международной оценки её активов. Часто малоизвестные Западу активы, особенно в развивающихся странах, получают заниженную оценку, несмотря на их высокое качество. Так, например, в конце 2003 г. я участвовал в выводе на ЛФБ Vedanta Resources, компании, которой в то время принадлежали только индийские активы через индийскую дочернюю компанию Sterlite Industries. Огромная переоценка Sterlite — в 6 с лишним раз — на ЛФБ произошла потому, что её активы были подобающим образом структурированы, финансирование было организовано по мировым стандартам, процедуры управления укреплены.
Я не говорю, что мы можем надеяться на переоценку такого порядка в каждом случае, однако думаю, что сырьевые активы России и СНГ ещё могут принести значительное увеличение стоимости своим владельцам.
Одним из центральных вопросов здесь является роль и интерес государства. Природные ископаемые лежат близко к сердцу нации. Это так в большинстве стран, богатых природными ресурсами, и Россия здесь не исключение. Ни одному правительству или нации не может прийтись по душе идея контроля стратегического сырья иностранцами, и поэтому правительство участвует во владении природными ископаемыми разными способами. Так, в Чили самый крупный производитель меди в мире Codelco принадлежит государству. В Бразилии значительная доля активов национального горнодобывающего лидера CVRD принадлежит государственным институтам. К тому же государство там имеет «золотую акцию», что дает ему контроль над принятием определенных ключевых решений в корпорации. В Южной Африке на ближайшие 5 лет законодательством предусмотрено, что 15% горнодобывающих активов должны принадлежать национальным собственникам, а через 10 лет этот процент возрастёт до 25%. Также и в Австралии правительство диктует условия, в том числе определяющие, как можно распоряжаться австралийскими горнодобывающими активами.
Крупной горно-металлургической компании в России/СНГ необходимо учитывать эти инициативы и интересы государства, возможно, в форме государственно-частного партнёрства. Это будет ключевым условием для придания российским акционерам и западным инвесторам уверенности в статусе и перспективах компании. Естественно, что такое положение будет также очень выгодным и для страны-хозяйки и её правительства, поскольку оно позволяет использовать международный капитал на выгодных условиях для оптимального развития внутренних ресурсов и эффективной конкуренции на мировой арене.
СУАЛ признает и уважает эти национальные интересы и соответствующим образом, как партнёр государства, будет развивать свои стратегические возможности, твёрдо опираясь на свою базу в России и СНГ.