Вернуться ко всем новостям

Ценовое противостояние «Газпрома» и президента Туркмении завершилось

22.04.2005
Ценовое противостояние «Газпрома» и президента Туркмении Сапармурата Ниязова завершилось с минимальными потерями для репутации обеих сторон. В ходе визита главы концерна Алексея Миллера в Ашхабад стороны договорились, что цена на газ останется прежней (44 дол. за тысячу кубометров), но платить за него российскому концерну придётся «живыми» деньгами. До сих пор половина суммы погашалась товарными поставками, что реально снижало цену каждой тысячи кубометров газа на 7—8 дол. Отмена бартера обойдётся «Газпрому» примерно в 100 млн дол. дополнительных расходов за два года. Таким образом, руководство «Газпрома» формально сдержало свои обещания и не позволило повысить цену до 58 дол. за тысячу кубометров, как это произошло с Украиной.

Россия и Туркмения 10 апреля 2003 г. подписали соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли на 25 лет, после чего «Газэкспорт» (100-процентная дочерняя компания «Газпрома») и «Туркменнефтегаз» заключили долгосрочный контракт о поставках в Россию туркменского природного газа. В соответствии с контрактом в 2004 г. «Газэкспорт» купил у «Туркменнефтегаза» около 5 млрд куб.м, в 2005 г. намерен купить 6-7 млрд, в 2006 г. - 10 млрд. В течение трёх лет в контракте зафиксирована цена 44 дол. за тысячу кубометров с 50-процентной оплатой бартером. Начиная с 2007 г. объем поставок вырастет до 60-70 млрд куб.м, а в 2009 г. достигнет 70-80 млрд куб.м. О цене газа после 2007 г. сторонам ещё предстоит договориться, пока же есть лишь намерение рассчитывать её по специальной формуле, которая будет привязана к цене газа в России, СНГ и Европе.

Однако в декабре 2004 г. Ашхабад заявил, что повышает цену для России и Украины до 60 дол. за тысячу кубометров, а в случае отказа пригрозил прекратить поставки. 3 января глава «Нафтогаза Украины» Юрий Бойко был вынужден подписать контракт по цене 58 дол., иначе украинские потребители могли зимой остаться без газа. «Газпром» отказался пересматривать контракт на этих условиях, заявив, что в договоре цена жестко зафиксирована и при необходимости это может быть доказано в суде. Но Туркменбаши международным правом напугать не удалось - газ концерну с начала года не поставляется.

Переход на денежную форму расчётов позволил сторонам выйти из конфликтной ситуации. А президент Туркменистана в очередной раз продемонстрировал свои отменные способности к торговле. Фактически не имея альтернативного пути экспорта газа, он сначала выторговал 1 млрд дол. (за два года) дополнительной платы с Украины, а затем ещё около 100 млн дол. - с «Газпрома», который имеет с «Туркменнефтегазом» очень жёсткий международный контракт.

В «Газпроме» категорически отказались обсуждать размер «отступных», которые получит Туркмения, подчёркивая, что переход на денежные расчеты увеличит прозрачность экспортной деятельности концерна. Алексей Гривач. "Время новостей"
Яндекс.Метрика