Вернуться ко всем новостям

Единственный путь для роста индийской алмазной отрасли - ювелирное производство

10.06.2005
Алмазная индустрия Индии столкнулась с феноменом, который она не может контролировать - продолжительным снижением спроса со стороны США. Для его объяснения были предложены разные причины, в т.ч. ползущие вверх цены на нефть. Но в то время как ситуация с другими категориями роскоши выглядит вполне благополучно, рынок алмазных ювелирных украшений демонстрирует чрезвычайно низкий уровень спроса.

Совсем недавно, в апреле 2005 г., Gem & Jewellery Export Promotion Council (GJEPC), воодушевлённый 29-процентным ростом ювелирного экспорта в 2004-05 фискальном году, поставил задачу к 2007 г. увеличить экспорт до 20 млрд дол. Призыв был воспринят с энтузиазмом, но многие наблюдатели отрасли полагали, что радужные цифры экспорта могут означать просто перевод запасов товаров из Индии в иностранные отделения.

Однако теперь недостаток спроса со стороны США заставляет поставщиков индийского алмазного рынка задуматься, достижим ли показатель в 20 млрд дол. Около 55% экспорта индийских бриллиантов и ювелирных изделий прямо или косвенно (через центры, подобные Гонконгу, где производятся ювелирные изделия с индийскими бриллиантами), идут в США. Все другие экспортные направления, вместе взятые, не смогут компенсировать потери в том случае, если в США не будут покупать бриллианты индийского ассортимента.

В прошлом году в результате энергичной кампании, инициированной GJEPC с целью побудить промышленность поддержать и далее темпы роста, было создано более 100 новых ювелирных фабрик в районе SEEPZ (Santacruz Electronics Export Processing Zone) в г.Мумбаи (Бомбей). GJEPC посчитал, что в сфере огранки и полировки алмазов индийская промышленность близка к насыщению и что единственным стимулом для будущего роста является производство ювелирных изделий. Поскольку цены на сырые алмазы в течение года не соответствовали росту цен на бриллианты, стало понятно, что, кроме забот о развитии ювелирного производства, необходимо озаботиться проблемами выживания производства огранки и полировки алмазов.

Имея крайне незначительную маржу, гранильное производство и полировка алмазов могут быть жизнеспособными только в случае их интеграции в ювелирное производство. Доказано, что большая часть алмазов, которыми пользуется индийское гранильное производство, позволяют успешно переместить их обработку в сектор законченной ювелирной продукции, в то время как работа с другими алмазами трудна, и их производителям приходится работать в условиях широкой флуктуации цен.

Неоспоримым фактом является то, что единственный путь для роста индийской алмазной отрасли - это ювелирное производство. Однако хотя ясно, что «встраивание» в ювелирный сектор - стратегия вполне разумная, стало видно, что этот план имеет один крупный изъян: похоже, что для этого нет никакого рынка. Маржа настолько сомнительна, что здесь нет места даже такому инструменту с вековыми традициями, как тактика скидок. В результате многие из тех, кто бросился создавать ювелирные предприятия в SEEPZ, в настоящее время думают о закрытии магазинов, решая, что им лучше остаться с теми убытками, которые они имеют в настоящее время, и посмотреть, что будет дальше. Понятно, что гранить и полировать алмазы трудно, но идея производить ювелирные изделия, для которых нет рынка, представляется совершенно бесперспективной.

В то время как в производстве ювелирных изделий царит пессимизм, гранильная индустрия питается надеждой остаться жизнеспособной. Многие мелкие гранильные предприятия, которые закрылись до лучших времён, как это ни удивительно, открылись вновь. Некоторые из них сменили хозяев, но многие открыты их изначальными владельцами, которые готовы дать им шанс, изменив тип изготовляемых на этих предприятиях бриллиантов.

Сохраняя этот дух надежды, многие производители начали даже покупать в середине мая сырые алмазы в ожидании того, что цены DTC в июне подскочат. С учётом этой перспективы индийские предприятия в течение мая и начала июня были по большей части закрыты на летние каникулы. В это время обычно покупается небольшое количество сырья. Производители полагают, что они получат на рынке ценовые преимущества, когда он снова заработает. Но никто из них никак не контролирует силы, которые формируют рынок США. И никто из них не может предсказать, повысится ли спрос.