Вернуться ко всем новостям

Изменения на рынке железорудного сырья

03.08.2005
Рынок железной руды традиционно находился вне сферы первостепенного внимания аналитиков, оживляясь только в начале каждого года, когда крупнейшие поставщики и потребители этого сырья на переговорах определяли уровень цен на ближайший период. Однако в 2005 г. железная руда внезапно вышла на первый план, а ее стоимость превратилась в один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие мировой сталелитейной промышленности.

Главным событием первого полугодия стало беспрецедентное повышение цен - на 71.5% по сравнению с предыдущим годом. Ни разу за всю историю рынка стоимость сырья не поднималась за один год более чем на 20%. Взлет цен, вызванный, прежде всего, резким увеличением спроса на руду в Китае, за 4 года нарастившем свои закупки более чем на 100 млн т в год, ударил по всем металлургическим компаниям мира, не имеющим собственных источников сырья.

Повышение стоимости руды произошло в тот момент, когда цены на сталь находились вблизи верхней точки подъема, достигнутой в конце 2004 г. Многие виды стальной продукции продавались на мировом рынке по ценам, на 40-60% превышавшим уровень годичной давности. Однако ни сталелитейные компании, ни их партнеры из железорудного сектора не предвидели, что экспансия китайской металлургической промышленности, приведшая к дефициту железной руды и подъему цен на нее, одновременно превратит КНР из крупнейшего импортера стали в экспортера и спровоцирует спад на рынке стальной продукции. В апреле 2005 г., как раз в тот момент, когда руда резко подорожала, мировые цены на сталь рухнули, за 3 месяца снизившись на 25-35%.

И ранее неоднократно бывало, что цены на железную руду и стальную продукцию колебались в противофазе, а повышения цен на одном рынке совпадали со спадами на другом, но никогда этот контраст не был настолько разительным. Проблемы металлургических компаний осложнялись тем, что параллельно с железной рудой поднялись в цене коксующийся уголь и энергоносители, кроме того, в США и Европе упал спрос на стальную продукцию. Рентабельность производства резко уменьшилась, что заставило производителей стали искать способы противодействия неблагоприятным тенденциям.

В качестве основного метода быстрого реагирования было избрано сокращение объемов выплавки металла. Ряд компаний в США, ЕС, Восточной Азии остановили доменные печи и прокатные станы, рассчитывая за счет этого сбалансировать рынок. Для поставщиков железной руды это означает заметное уменьшение спроса. И хотя во многих случаях продажи осуществляются по долгосрочным контрактам с фиксированными объемами, очевидно, что подобное снижение объемов потребления сырья неминуемо скажется на ценах. На спотовом рынке железная руда подешевела уже во втором квартале 2005 г. и, очевидно, продолжит спад во втором полугодии, а крупнейшие экспортеры ее будут вынуждены пойти на понижение цен в будущем году.

Впрочем, многие крупные производители стали исходят в своей стратегии из того, что стоимость железной руды останется высокой на протяжении длительного периода времени. В этом, и в самом деле, есть резон, хотя бы потому, что реализация новых инвестиционных проектов расширения мощностей, анонсированных железорудными гигантами в последние месяцы, потребует нескольких лет, а до завершения этих строек предложение сырья будет отставать от спроса.

В любом случае, металлурги перестали доверять своим поставщикам и стремятся уменьшить свою зависимость от них. Эту проблему они стараются решить, в основном, посредством создания совместных предприятий с производителями железной руды и размещения плавильных мощностей вблизи железорудных месторождений. За первое полугодие было объявлено о старте трех подобных крупных проектов в Бразилии и двух – в Индии. Не исключено, что за ними последуют другие. В перспективе это может означать некоторое сокращение объема трансконтинентальных поставок железной руды в пользу расширения перевозок товарных слябов в рамках вертикально интегрированных компаний.

В связи с ненадежностью рынка руды вертикальная интеграция становится все более востребованной в металлургии. По такому пути идут, в частности, ведущие производители стали в Индии и России. Печальный пример Магнитогорского металлургического комбината, оказавшегося без собственных источников сырья, подтверждает эту тенденцию. В Украине объединение железорудных ГОКов с металлургическими комбинатами также становится насущной необходимостью.

В целом важнейшим событием в железорудном секторе СНГ за истекшее полугодие стало создание «Евразийской горнометаллургической компании» Алишера Усманова, в состав которой вошли Лебединский и Михайловский ГОКи в РФ, а также Соколовско-Сарбайский ГОК в Казахстане. Благодаря этому Усманову удалось захватить большую часть российского рынка железной руды (без учета поставок в рамках вертикально интегрированных компаний) и поставить в критическое положение Магнитогорский комбинат. «Евразийская горнометаллургическая компания» также проявила интерес к приобретению ряда украинских ГОКов, хотя пока что особых успехов в этом отношении не достигла.

Будущее же всего мирового рынка железной руды зависит, в первую очередь, от развития событий в Китае. Резкое повышение цен на сырье, спровоцированное, прежде всего, бесконтрольным ростом китайского импорта, заставило правительство страны всерьез заняться наведением порядка на этом рынке. В апреле-мае оно приняло ряд мер по упорядочению закупок, введя систему лицензирования контрактов, сократив число импортеров руды с более чем 500 до 118, а также установив режим декларирования цен на индийское железорудное сырье, поставляемое по спотовым контрактам. Введение этих ограничений, действительно, дало возможность несколько умерить ажиотаж. Цены на спотовом рынке пошли вниз, снизились до минимального показателя за последние 21 месяц. Соответственно подешевела к концу первого полугодия и железная руда, поставляемая в другие регионы по краткосрочным контрактам.

Тем не менее, объем производства стали в Китае будет определять мировой спрос на железную руду, а он за первые 5 месяцев текущего года вырос на 27.4% по сравнению с прошлогодними показателями. Как прогнозируют китайские специалисты, по итогам года прирост может достичь 45-60 млн т, а значит, руда на мировом рынке по-прежнему останется в дефиците.
Яндекс.Метрика