Вернуться ко всем новостям

Разработка проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» продолжается

04.09.2005
Первого сентября заместитель уральского полпреда Виктор Басаргин собрал в Тюмени рабочую группу, занимающуюся разработкой проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», презентованного в Челябинске в мае этого года на совещании с участием президента РФ В.Путина. С тех пор в УрФО прошло немало мероприятий, посвящённых реализации этой программы. В частности, эти вопросы обсуждались на заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в УрФО, которое прошло 10 августа. Результаты выполнения принятых решений на этом совете и слушались 1 сентября в Тюмени.

Напомним, что основными заинтересованными сторонами в проекте «Урал Промышленный» являются Ямал, Югра, Тюменская, Свердловская и Челябинская области. В этом году эти регионы вместе с Пермской областью и Республикой Коми подписали соглашение «О сотрудничестве в комплексном промышленном освоении Приполярного и Полярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры».

Роль Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов в мегапроекте заключается в разработке месторождений Полярного и Приполярного Урала и участии в продолжении создания транспортного коридора, соединяющего северные ресурсные территории УрФО с промышленными регионами на Среднем и Южном Урале. В частности, вдоль восточного склона Уральских гор, от г.Ивдель (Свердловская область) до г.Лабытнанги (ЯНАО), планируется построить железную и автомобильную дорогу. Её протяженность составит около 300 км.

Как известно, в Югре и на Ямале сосредоточены огромные запасы не только углеводородного сырья, но и различных твёрдых полезных ископаемых. Прежде всего, это руды чёрных, цветных, благородных и редких металлов, а также неметаллические полезные ископаемые, среди которых особо выделяются жильный кварц и горный хрусталь, бурые и каменные угли, бентонитовые и каолиновые глины, строительные материалы и ряд других полезных ископаемых. В равнинной части ХМАО установлены россыпные проявления титана, циркония, а также месторождения кварцевых песков, диатомитов и других полезных ископаемых.

Прогнозные ресурсы залежей угля на Приполярном и Полярном Урале оцениваются в 21 млрд т, запасы нефти и конденсата — в 38 млрд т, природного газа — в 43 трлн куб.м, железных руд — в 3.9 млрд т, бокситов — в 21.5 млн т, золота — в 1041 т, марганцевых руд — в 47 млн т, хромовых руд — в 240 млн т, меди и цинка — в 16.2 млн т. По данным Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твёрдых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, может быть оценена примерно в 200 млрд дол. По оценкам специалистов, этих ресурсов хватит не на один десяток лет.

Появление же транспортного коридора позволит в короткие сроки и в нужном объёме доставлять высококачественное сырьё на крупные промышленные предприятия Челябинска, Свердловска, Перми, которые сегодня вынуждены закупать его по высоким ценам за границей или из удалённых регионов России. А на Приполярном и Полярном Урале будут созданы новые предприятия, которые по современным, экологически безопасным технологиям будут разрабатывать новые месторождения.

Общий грузопоток по транспортному коридору в южном направлении, согласно технико-экономическим расчетам, составит в среднем 20 млн тонн ежегодно. Кроме того, формирование транспортного коридора, наряду с решением главной задачи, позволяет вовлечь в хозяйственный оборот и ряд других важнейших ресурсов. К примеру, лишь Югра обладает запасами древесины на корню в объёме более 3.2 млрд кубометров. Специалисты уверены, что проект освоения новой территории окупится через 4-5 лет, через 15 лет он начнёт приносить сверхприбыль.

Все эти данные были озвучены представителями полпредства и северными губернаторами в Челябинске. Более того, были названы и конкретные шаги по реализации программы, которые делятся на три этапа: первое — интенсификация геологоразведочных работ для увеличения запасов поставленных на баланс месторождений; второе — подготовка технико-экономического обоснования проекта; третье — начало строительства транспортной инфраструктуры, предусмотренной проектом.

Вместе с тем, в уральском полпредстве выдвинули ряд условий, без которых промышленный проект не заработает: участие государства в проекте, устойчивые правила игры на рынке в виде стабильности в законодательной сфере страны, а также обеспечение гарантий прав собственности, прозрачности, открытости бизнеса.

Однако на том же уже упомянутом майском совещании инициативы уральцев были с немалой долей скепсиса встречены федеральными чиновниками, которые назвали программу не проработанной с точки зрения инвестиций. Грубо говоря, федеральный центр не вполне устраивает ситуация, в которой ему придется тратить не один миллиард. Ведь, к примеру, только на территории ХМАО в развитие Приполярного Урала понадобятся инвестиции в 1.5 млрд дол., в том числе в горнопромышленный комплекс — 500 млн дол., в создание транспортной сети — 1 млрд дол. Федеральных чиновников даже не впечатлили прогнозы идеологов проекта, по словам которых минерально-сырьевой комплекс горного Урала при вложении в него 1.5 млрд дол. в течение 12 лет способен обеспечить выпуск товарной продукции на сумму порядка 350-400 млн дол. в год, а за полный период сумма вырастет до 4.8 млрд дол.

Не было единения и в рядах самих уральцев. Если, к примеру, руководство южноуральского ММК с самого начало поддержало проект (по словам председателя Совета директоров ММК Виктора Рашникова, он готов вкладывать в сырьевые месторождения Полярного и Приполярного Урала от 1 до 2 млрд дол., поскольку только транспортировка железной руды на Южный Урал с Кольского полуострова обходится его компании в 700 млн дол.), то свердловский крупный промышленный бизнес особой активности не проявил.

В самих регионах также не стали спешить с выделением средств. Так, в июне правительство ХМАО не стало выделять 250 млн руб. на строительство железной дороги Ивдель–Лабытнанги и проведение комплекса исследовательских работ для выявления перспективных месторождений рудных полезных ископаемых, алмазов, нефти и газа. Заместитель главы правительства ХМАО Вера Дюдина не согласилась с представленным проектом, заявив, что чёткого обоснования запрашиваемой суммы не представлено.

Глядя на такие темпы подготовки проекта, а также апеллируя к позиции федеральных чиновников, скептики стали именовать «Урал Промышленный» не иначе как «мертворожденным проектом». Однако, как выяснилось на нынешнем заседании рабочей группы в Тюмени, ставить крест на программе не следует. По словам заместителя полпреда в УрФО В.Басаргина, курирующего «Урал Промышленный — Урал Полярный», уральские специалисты и эксперты закончили теоретическую работу над первой частью программы, связанной с более детальным изучением запасов ямальских и югорских месторождений твёрдых ископаемых, а федеральный центр выделил на эти цели 1.5 млрд руб. Кроме того, на программы по дополнительной геологоразведке в 2006 г. из региональных бюджетов Ямала, Югры и Тюменской области будет выделено 350 млн руб. Уже к 20 сентября специалисты УрФО представят в Министерство природных ресурсов РФ всю необходимую документацию по изучению ямальских и югорских недр и, в частности, по разведке месторождений твёрдых полезных ископаемых, которые станут сырьевой базой для реализации проекта.

Более того, эксперты рабочей группы определились с началом строительства железнодорожной ветки — оно намечено на 2007 г. Финансирование его, по словам В.Басаргина, будет проходить в рамках программы «Сотрудничество», предусмотренной соглашением, подписанным губернаторами ЯНАО, ХМАО и Тюменской области летом 2004 г.

Что касается конкретных инвесторов, то здесь также наметились подвижки. Так, уже 2 сентября В.Басаргин вместе с В.Рашниковым отправятся с двухдневной поездкой в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Кроме того, как известно, свою поддержку проекту «Урал Промышленный» высказали руководители Российских железных дорог, Ямальской железной дороги, энергетики в лице компаний «Курганэнерго» и «Челябэнерго», а также иностранные инвесторы в лице участников японской Ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой ROTOBO. Как сообщили в полпредстве, иностранцам по их просьбе направлен пакет документов, касающийся проекта.
Яндекс.Метрика