Вернуться ко всем новостям

В Минэкономразвития РФ обсуждаются меры предотвращения роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке

14.09.2005
В Минэкономразвития 9 сентября прошло закрытое совещание, на котором обсуждались предложения о стабилизации роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Хотя совещание было закрытым, некоторые детали обсуждений стали известны журналистам.

Началом борьбы с ростом цен на бензин станут изменения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), причём ставка НДПИ может быть снижена ещё в текущем году. Решено стимулировать нефтепереработчиков к производству высококачественных нефтепродуктов и к их продаже на внутреннем рынке. Стимулирование будет осуществляться путём введения налоговых льгот: чем качественнее топливо, тем ниже акциз.

Участники совещания согласились с тем, что нужно отказаться от привязки НДПИ к мировым ценам на нефть. Мировую конъюнктуру цен должна отслеживать экспортная пошлина. НДПИ должен обозначать ренту и зависеть от условий и характеристик добычи. На первом этапе (до октября 2006 г.) предлагается сохранить порядок расчёта начисления НДПИ по всем объёмам добываемой нефти до достижения цены отсечения (принятой для расходной части бюджета на 2006 г. в размере 27 дол./бар.), а в случае превышения этой цены заморозить ставку налога на принятом уровне. Фактически предлагается установить фиксированную ставку на год в размере 826.5 руб./т.

В механизм расчёта экспортной пошлины предложено внести изменения для того, чтобы именно пошлина координировала оперативное изъятие дополнительного дохода нефтекомпаний при высоких ценах на нефть на внешнем рынке. В целях сохранения поступлений в бюджет и стабилизационный фонд в выручке от экспортной пошлины предлагается учитывать выпадающие доходы бюджета от предлагаемого изменения начислений НДПИ.

На самом-то деле ставка НДПИ не имеет отношения к ценам на бензин. Об этом, в частности, свидетельствует соотношение темпов роста ставки НДПИ и цен на бензин в текущем году: по данным Росстата, цены на бензин выросли за восемь месяцев на 6.7%, а ставка НДПИ – более чем вдвое.

Применять дифференцированную ставку расчёта НДПИ будут ещё не скоро. За год работы так и не выработана единая точка зрения, поскольку интересы крупных и мелких нефтекомпаний диаметрально противоположны. Основной риск дифференциации ставки НДПИ заключается в коррупционности выбора коэффициентов, по которым будет происходить дифференциация ставки. На упомянутом совещании так и не удалось договориться о критериях дифференциации ставки НДПИ.

Акцент был сделан на качестве добываемой нефти (нефтяники, добывающие низкую по качеству нефть, могут рассчитывать на скидку при исчислении налога). Известно, что месторождения с нефтью низкого качества составляют более трети общего количества разрабатываемых месторождений России. Сосредоточены они преимущественно в Татарии и Башкирии. Месторождения с высококачественной нефтью располагаются в нефтегазоносных бассейнах (НГБ) Центральной Сибири и на севере Западно-Сибирского НГБ. К низкому классу качества также относится нефть месторождений, расположенных на шельфах Карского и других арктических морей.

Обсуждалась также возможность дифференциации НДПИ по НГБ (с учётом выработанности, стадии разработки месторождения и качества запасов). Качество может стать основополагающим фактором и при установлении акциза на нефтепродукты: чем выше качество топлива, тем ниже акциз. Это должно стимулировать нефтяные компании к производству высококачественного бензина, а возможно лишь при увеличении инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль. В качестве дополнительной меры обсуждается возможность установить после так называемых технологических каникул акциз на мазут сроком на три-пять лет, дабы нефтяники успели переоборудовать НПЗ.

В качестве ближайшей меры предлагается в проекте закона «О федеральном бюджете на 2006 год» отказаться от дальнейшего повышения ставок акциза на автомобильные бензины и дизтопливо. Одновременно в целях гарантированной поддержки государством инвестиций в нефтепереработку предложено закрепить возможность индексации указанных ставок акциза вплоть до 2008 г. в размерах, не превышающих процента целевой инфляции. В заключение отмечается, что одна важнейших задач совещания (будущее регулирование бензиновых цен с помощью повышения экспортной пошлины на нефть-сырец) так и осталась нерешённой. Оказалось, что соглашение об условиях вступления РФ во Всемирную торговую организацию предусматривает замораживание формулы расчёта пошлин по состоянию на 24 мая 2004 г., когда подписано соответствующее соглашение между РФ и ЕС.
Яндекс.Метрика