Вернуться ко всем новостям

В Украине обсуждается закон «О газе (метане) угольных месторождений»

23.12.2005
20 декабря народные депутаты подавляющим большинством приняли закон «О газе (метане) угольных месторождений» за основу. Этот документ бы внесен в парламент ещё в 2003 г. группой депутатов, среди которых были Байсаров и Астров-Шумилов.

О промышленной добыче метана говорили уже давно и много. Более того, конгломерат из самых мощных донецких финансово-промышленных групп (ФПГ) Ахметова, Клюева и Гайдука даже создал специальную структуру «Экометан». Дело оставалось за малым – законодательно урегулировать рынок, чтобы с наибольшей эффективностью заняться этим весьма перспективным бизнесом. В то же время, парламент не спешил с нововведениями. В результате, «Укрподшипник» и СКМ уступили часть своей доли ИСД. Так что теперь ООО «Экометан» почти полностью контролирует структура Гайдука.

Интересно, что законопроект о добыче метана подали в парламент отнюдь не представители ИСД, которые, очевидно, просто намерены использовать преференции в своих целях. Так, и Геннадий Астров-Шумилов и Леонид Байсаров являются «штыками» других групп. Правда, оба эти депутата связаны с угольной отраслью. Так, Леонид Байсаров имеет самое непосредственное отношение к ОАО «Угольная компания "Шахта Красноармейская западная №1"», которое входит в сферу влияния Виктора Нусенкиса и Владимира Логвиненко, а Астров-Шумилов пришёл в парламент с поста генерального директора «Ровеньки-Антрацит» и представлял «луганских».

В то же время очевидно, что в законодательном разрешении вопроса о добыче метана заинтересованы все стороны, которые имеют под своим контролем шахты, богатые метаном (а это практически все шахты) и необходимые средства для инвестиций. Особую актуальность законопроект приобретает с учётом весьма пессимистических прогнозов относительно цены на российский газ. Конечно, существенные объёмы промышленной добычи метана в Донбассе можно будет получать ещё нескоро, однако подобная инвестиция, судя по всему, может стать достаточно выгодной. Ведь, с одной стороны, инвесторы делают свою шахту более безопасной, с другой – зарабатывают на этом ещё и деньги.

Если же при этом сделать этот бизнес максимально безопасным и прибыльным за счёт льгот, то прибыль может быть вообще колоссальной. Судя по всему, по подобному пути и намерены пойти «донецкие», которые на сегодняшний день разбрелись в разные стороны и часто находятся во враждующих политических группах.

В законопроекте вышеупомянутых «интересных» льгот находится предостаточно. Упомянем лишь некоторые из них. Во-первых, депутаты предлагают обеспечить бюджетное финансирование научно-исследовательских и экспериментальных работ в данной сфере. То есть наименее прибыльное занятие, как всегда, перелакладывается на государственные плечи.

Разрабатывать же метановые месторождения, естественно, будут частные инвесторы. Более того, с учётом преференций это занятие может стать сверхприбыльным. Так, для добычи метана депутаты предлагают ввести упрощённую систему лицензирования, что позволит ФПГ сократить риски в плане получения разрешений на разработку. Согласно документу, предприятия, которые будут добывать и утилизировать метан, получат льготы в сфере налогообложения и в плане таможенных ставок. Более того, таможенные и налоговые льготы будут иметь также предприятия, которые производят продукцию из добываемого метана. То есть теоретически уже сейчас делается законодательный задел для экспорта энергоносителей, что вряд ли является позитивным для энергетической безопасности Украины, имея в виду которую, вероятно, и будут в целом голосовать за этот проект парламентарии.

Естественно, в законопроекте существует немало норм, которые призваны обезопасить инвесторов от изменений векторов государственной политики. На практике же это будет означать, что ФПГ, если уж она занялась разработкой месторождения, «выбросить» оттуда не удастся никому, а значит, предприниматель сможет делать на шахте практически что угодно.

Так, к примеру, личности, которые являются первооткрывателями месторождений метана (читай: хозяева шахт) имеют первоочередное право на промышленную разработку нового месторождения или дополнительных запасов. Более того, сама лицензия на разработку выдается на период не менее 25 лет без проведения государственной экспертизы и оценки запасов метана. Такая же ситуация и в плане добычи метана на отработанных угольных залежах, где специальная лицензия выдаётся без конкурса, без предварительного получения разрешения на геологическое изучение недр и оценку запасов.

Чисто протекционистский подход к собственному бизнесу наблюдается и в плане квот. Так, установка квот на добычу метана на действующих шахтах запрещается. Интересно, что эксплуатация шахт, на которых не предусмотрена система добычи метана и его утилизация, также запрещена. Недопустимы и квоты для первооткрывателей месторождений, которые провели геологоразведочные работы.

Фактически эти нововведения могут создать в Украине достаточно интересный прецедент. Так, будет создано несколько компаний либо вообще одна общая фирма, в которую в разных долях войдут практически все хозяева шахт и которая монополизирует рынок. Государство же в данном случае утратит возможность влиять на процессы в отрасли, теряя бюджетные средства на эксперименты и научно-исследовательские работы и не получая налогов и таможенных сборов. Кроме того, при перспективе обязательной работы с метанодобывающей компанией-монополистом на отечественные угольные шахты иностранный инвестор не придёт, сколько бы об этом ни говорили чиновники.