Вернуться ко всем новостям

Экспорт нефти не должен быть государству в убыток

06.02.2006
Президент Инстиута энергетической политики В.Милов (бывший замминистра энергетики РФ) считает принятие решения о строительстве Восточного нефтепровода (Тайшет—Находка) неэффективным. Он в приницпе одобряет идею строительства магистрали из Иркутской области, по которой нефть шла бы в терминалы глубоководного порта в Приморье, а оттуда – на экспорт в страны Азии. В стратегическом плане такой трубопровод был бы неплохим решением для России, однако прежде чем начинать строительство, необходимо тщательное технико-экономическое обоснование столь грандиозной стройки.

Правда, некоторые параметры проекта просчитаны, и теперь можно говорить о стоимости возможной прокачки нефти. Только для того, чтобы прокачать нефть до побережья Приморского края, потребуется улатить по тарифу примерно 86 дол. за тонну (более 10 дол. за баррель). При этом, в соответствии с прогнозом, восточносибирской нефти для заполнения трубы не хватит, и её придется заполнять западносибирской нефтью. В таком случае тариф составит все 100 дол./т. А что же будет в случае падения цены на нефть хотя бы до 35 дол./барр.? Тогда придётся только за транспортировку отдавать до 15 дол./т, а это означает, что экспорт нефти будет неконкурентоспособен, что его придётся дотировать — скорее всего, из бюджета.

Зачем же строить заведомо убыточную трубу? Логика действий должна быть такой: возникла идея о строительстве нефтепровода к морю, посчитали, сколько это реально стоит, убедились, что трубопровод невыгоден, значит, от такого проекта следует отказаться. Похоже, однако, работает другая логика: на строительстве трубы можно очень неплохо заработать. Обсуждается цифра в 12 млрд дол., и те, кто получит контракты на строительство будут, конечно, довольны. Чего не скажешь о налогоплательщиках и государстве в целом.
Яндекс.Метрика