Вернуться ко всем новостям

Компания Mittal Steel изучает возможность приобретения угольного актива в России

10.03.2006
Как стало известно Ъ, мировой лидер сталелитейной отрасли компания Mittal Steel, принадлежащая индийскому предпринимателю Лакшми Митталу, изучает возможность покупки у Межпромбанка ЗАО «Енисейская промышленная компания» (ЕПК), владеющего лицензией на Элегестское угольное месторождение в Туве. Это будет первый российский актив, который в случае совершения сделки стоимостью около 1 млрд дол. получит Mittal Steel.

Как рассказал Ъ источник, знакомый с ходом переговоров, их инициатором выступила сама Mittal Steel. По его словам, сейчас представители компании изучают возможность полной либо частичной покупки ЕПК. По словам собеседника Ъ, Mittal Steel собирается принять решение об участии в сделке или отказе от неё в течение ближайших двух недель. Комментариев по этому поводу ни в Межпромбанке, ни в Mittal Steel получить не удалось.

Элегестское месторождение (Тува) обладает запасами около 1 млрд т высококачественного коксующегося угля марки "Ж"; общий же объём запасов оценивается в 20 млрд т. При этом 80% запасов находится в одном пласте толщиной 6.4 м (лучшие шахты Кузбасса работают в пластах толщиной 2-3 м, в Воркуте уголь добывают из пластов тоньше 1 м). Добыча должна начаться в третьем квартале 2006 г. До конца года планируется добыть 300-500 тыс.т угля, а в 2007 г. выйти на уровень добычи 2 млн т/год. В настоящее время начато строительство шахты и обогатительной фабрики.

Как уже писал Ъ (см. номер от 9 июня 2005 г.), Межпромбанк приобрел лицензию на Элегест, выкупив ЕПК, ещё в 2002 г., однако до сих пор не приступил к разработке месторождения. Сейчас возить уголь с него можно только по автомобильной магистрали Абакан–Кызыл, при этом цена перевозки оценивается примерно в 15-20 дол. за тонну.

В Межпромбанке оценивали общую стоимость инвестиций примерно в 1.1 млрд дол., из которых половина должна уйти на строительство железной дороги протяжённостью 460 км. В сырьевой компании "Северсталь-ресурс" полагают, что проект обойдется дороже. Как рассказали Ъ в её пресс-службе, стоимость железной дороги, которую нужно прокладывать через горную местность, и строительства тоннелей оценивается в 2 млрд дол. По-видимому, по этой причине "Северсталь", Магнитка и корейская Posco, пятая по величине мировая сталелитейная компания, которые вели переговоры с Межпромбанком, так и не вошли в проект освоения месторождения.

По оценкам ИК "Брокеркредитсервис", стоимость лицензии оценивается в 0.7-1.3 млрд дол., однако привлекательность проекта снижается из-за размера требуемых инвестиций и длительных сроков запуска проекта. Напомним, что выход на проектную мощность (до уровня добычи в 12 млн т угля в год) ожидается только к 2012 г. К этому времени мировая конъюнктура может сильно измениться, а цены на уголь упасть.

Аналитики считают, что Mittal Steel может приобрести ЕПК для экспорта коксующегося угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, как считает аналитик "Брокеркредитсервиса" Вячеслав Жабин, российский угольный актив может быть использован Mittal Steel в качестве аргумента перед акционерами японской Nippon Steel, о возможности поглощения которой после люксембургской Arcelor открыто заявил Лакшми Миттал. В частности, г-н Миттал может пообещать Nippon Steel долгосрочные гарантии поставок российского угля.

Участники рынка не исключают, что возможная сделка с Межпромбанком лишь первый шаг Mittal Steel в России. В перспективе компания может стать инициатором сделок по слиянию и поглощению в металлургической отрасли страны. Однако, как неофициально признаются сами металлурги, для этого Mittal Steel придётся получить политическое одобрение российских властей. Кроме того, сама отрасль ещё не готова к подобным сделкам, поэтому металлургическое лобби может оказать существенное сопротивление экспансии Лакшми Миттала в российскую сталелитейную промышленность. Тем более что оказать сырьевое давление на участников рынка с помощью элегестских углей компания едва ли сможет – сейчас практически все металлургические холдинги, за исключением Магнитки, имеют свои источники сырья.
Яндекс.Метрика