Вернуться ко всем новостям

ОАО "РЖД" укрепило свои позиции в сфере экспорта нефти

17.05.2006
Премьер-министр М.Фрадков 5 мая включил президента ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) В.Якунина в состав правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса. Комиссия будет координировать действия правительства в сфере ТЭК. Изначально представителя РЖД в комиссии не было, хотя через ее систему вывозится порядка 30-35 млн т нефти в год. Ситуация, когда крупный перевозчик нефти не участвует в работе комиссии, регулирующей вопросы ее экспорта, была явно неадекватной. Теперь положение дел нормализуется. Президент В.Путин одобрил изменения в законе «О естественных монополиях», благодаря которым РЖД входит в систему госконтроля и госрегулирования экспорта нефти. Интеграция РЖД и ее руководства в систему госрегулирования нефтеэкспорта закрепит тактическую победу В.Якунина над "Транснефтью", одержанную на совещании по вопросам строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан под руководством В.Путина в Томске. Суть поправок сводится к исключению из второй части статьи 6 действующего закона слов «в морских портах». Исключение этих слов снимает ограничения государства по оперативному учету правительством экспорта и поставок нефти на терминалы, расположенные вне морских портов: на терминалы нефтеперерабатывающих заводов (через которые экспорт, впрочем, не осуществляется), на железнодорожные терминалы и на терминалы речного флота. Однако к «оперативному учету» статья 6 имеет косвенное отношение. На ней сейчас строится система предоставления квот на экспорт нефти по экспортным трубопроводам «Транснефти» специальной межправительственной комиссией; статья напрямую указывает, что право на квоту экспорта через трубопроводы, идущие напрямую за рубеж, а также в морские порты на экспортные терминалы, определяется объемами добычи нефти компаниями «с учетом стопроцентной загрузки». Именно на уточнении «терминалы в морских портах» строилась относительная свобода экспорта нефти компаниями речным транспортом (главным образом на Каспии «Волготанкером» и другими перевозчиками) и по железной дороге. Исключение слов «в морских портах» распространяет право равного доступа экспортеров нефти не только к трубе, но и к железнодорожному транспорту. РЖД, таким образом, получила возможность на законных основаниях воссоздать систему, аналогичную графикам прокачки «Транснефти», или, по крайней мере, включать объемы предполагаемых перевозок нефти в балансы Минпромэнерго, в соответствии с которыми формируются упомянутые графики. Иными словами теперь РЖД может защитить свои права на перевозку нефти в объемах, определяемых вне «Транснефти». Напомним, «Транснефть» требовала от РЖД сократить в перспективе перевозки нефти железнодорожным транспортом в Китай до нуля (перевозки в 2005 году составили 7,6 млн т) в целях улучшения окупаемости трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО), что и привело к конфликту главы «Транснефти» С. Вайнштока с В. Якуниным. Последний настаивает на том, что проект развития экспорта нефти в Китай по железной дороге не должен быть временным вариантом. Сейчас от экспорта нефти в Китай по железной дороге зависит прежде всего «Роснефть», которой необходимо гасить поставками нефти кредит на 6 млрд дол., предоставленный компании китайскими банками на покупку «Юганскнефтегаза» под гарантии китайской CNPC. В РЖД не скрывают намерений компании, несмотря на ее относительно невысокую долю в объеме услуг по экспорту нефти, влиять на определение правил игры в этой сфере деятельности.
Яндекс.Метрика