Вернуться ко всем новостям

К вопросу о прибыльности нефтяного комплекса России в 2005 г.

11.05.2006
Российский нефтяной комплекс при максимальных нефтяных ценах начал сбрасывать обороты. Начиная со второй половины 2004 г. годовой прирост добычи нефти упал с 10% до 2%, а 20%-ный прирост экспорта сменился 2%-ным спадом.

До 2005 г. прирост добычи нефти давал большой вклад в прирост ВВП. Чтобы восстановить утерянный темп, МЭРТ предлагает снизить налоговую нагрузку на нефтяников, используя понижающие коэффициенты к НДПИ для ряда месторождений.

Анализ финансовых результатов нефтяного комплекса дает возможность понять ситуацию, сложившуюся в нем в последние годы. Оказалось, что изменения в российской экономике в 2005 г. хотя и являются делом рукотворным, но связаны они отнюдь не с повышением ставок НДПИ с 1 января 2005 г., как принято думать, а с повышением ставок экспортной пошлины на нефть с 1 августа 2004 г. Повышение пошлины изменило приоритеты в поставках нефти. Если в 2003 г. экспорт нефти давал в среднем 65 дол. чистой прибыли на тонну, то есть на 11 дол. больше, чем поставки нефти на внутренний рынок (54 дол. за тонну), то в 2004 г. эти показатели сравнялись, составив по 74 дол. за тонну, а в 2005 г. ситуация стала прямо противоположной. Тогда как чистая прибыль от экспорта 1 т нефти осталась на уровне 2004 г. (74 дол. за т), чистая прибыль от поставок тонны нефти на внутренний рынок выросла до 89 дол.

Поскольку емкость российского внутреннего рынка ограничена, темп роста добычи нефти упал с 10% в 1-й половине 2004 г. до 2% в 2005 г.

Тем не менее, несмотря на увеличение налоговой нагрузки и резкое снижение темпов роста физических объемов производства, нефтяной комплекс по итогам 2005 г. заработал как минимум 38 млрд дол. чистой прибыли, т.е. на 4 млрд больше, чем в 2004 г. Острожное «как минимум» используется потому, что в 2005 г., наряду с сокращением физических объемов экспорта нефти, резко вырос отток капитала за границу из нефтяного комплекса за счет роста разницы между ценой нефти Urals и фактической экспортной ценой российской нефти. По итогам 2005 г. эта разница, по оценке Роскомстата, составила в среднем 39 дол. на 1 т экспортной нефти, в то время как в 2003 и 2004 гг. она составляла 25-26 дол. Даже в этом случае доля операционной прибыли, остающаяся в распоряжении нефтяных компаний, была в 2005 г. не ниже 32%. Напомним, что в странах-членах ОПЕК с одной государственной компанией в отрасли эта доля составляет 10%, а в таких странах-экспортерах, как Норвегия и Великобритания, где нефтяных компаний больше, увеличивается до 20%.

Как известно, большая часть разницы между ценой нефти Urals и фактической экспортной ценой нефти идет на оплату труда руководства нефтяных компаний. Несмотря на то, что эта прибавка остается на зарубежных счетах и не влияет на инфляцию на внутреннем рынке, прибавка эта тем не менее стимулирует повышение зарплаты и остальным работникам нефтяного комплекса, а впослествии и работникам других отраслей народного хозяйства. Именно эта прибавка заставляет правительство увеличивать пенсии и зарплату бюджетникам, что многими экономистами рассматривается как первопричина роста потребительских цен.
Яндекс.Метрика