Вернуться ко всем новостям

Индийские сталелитейные компании обеспокоены, что их страна стала приоритетным направлением экспансии нового международного гиганта Arcelor-Mittal

08.08.2006
Индийские сталелитейные компании серьезно обеспокоены тем, что их страна стала приоритетным направлением экспансии нового международного гиганта Arcelor-Mittal. Правда, Лакшми Миттал пока утверждает, что он просто собирается построить в Индии новый завод, но похоже, что у двух крупнейших компаний страны уже есть серьезные основания для опасений.

Когда Лакшми Митталу удалось добиться сделки по слиянию его группы с Arcelor, в Индии его стали воспринимать как национального героя, однако его желание вернуться на историческую родину отнюдь не все воспринимают с восторгом. Одно дело - поддержать земляка в его борьбе с европейскими «снобами», и совсем другое, когда опасность враждебного поглощения нависает над местными производителями. Судя по всему, внимание Миттала уже привлекли две крупнейшие сталелитейные компании страны: государственная корпорация SAIL и частная Tata Steel. Правда, приобрести SAIL можно будет только в процессе ее приватизации, зато с Tata Steel ситуация совершенно иная. В отличие от других частных сталелитейных компаний Индии, только 26,8% акций Tata Steel принадлежит родительской Tata Group, поэтому, как и в случае с Arcelor, при попытке враждебного поглощения многое будет зависеть от позиции сторонних инвесторов. При этом Tata представляет собой весьма привлекательную мишень для подобных попыток.

Учрежденная в 1907 г. бизнесменом Дж.Н.Тата, в настоящее время Tata Steel - флагманская компания мощного конгломерата Tata Group, торговая марка которого пользуется наибольшим доверием в стране. На заводах компании установлено самое современное сталелитейное оборудование, и Tata Steel - одна из самых низкозатратных и наиболее эффективных металлургических компаний мира. Основное место в ее ассортименте занимает высокотехнологичная продукция для автомобильной и строительной отраслей, при этом компания уже вышла на международную арену и продолжает стремительно развиваться. Ожидается, что к 2015 г. Tata увеличит объемы производства от нынешних 8,7 млн т до около 30 млн т: сейчас компания осуществляет ряд проектов, как в Индии, так и за рубежом.

В ноябре 2004 г. Tata Steel подписала Меморандум о взаимопонимании с правительством штата Орисса о строительстве интегрированного сталелитейного завода (6 млн т в год) в Промышленном комплексе Калинганагар (Kalinganagar). Этот проект реализуется в два этапа, на каждом из которых будет построено по модулю производительностью 3 млн т; первый из них предполагается ввести в эксплуатацию в 2008 г. В роли технического консультанта по проекту Kalinganagar Steel выступает один из мировых лидеров в сфере технологий - японская корпорация Nippon Steel. При этом характерно, что параллельно с реализацией этого проекта, в 2005 г. Tata Steel, совместно с Nettur Technical Training Foundation (NTTF), учредила в Гопалпуре образовательный центр J N Tata Technical Education Centre. Этот центр уже начал подготовку технического персонала - там обучается молодежь шт.Орисса, и ожидается, что выпускники центра будут квалифицированными технологами мирового уровня. Через несколько месяцев, в июне 2005 г., Tata Steel подписала еще один Меморандум - на этот раз, с властями штата Чхаттисгарх, где компания вознамерилась построить еще один интегрированный комплекс, производительностью 5 млн т в год. Кроме того, в проекте предусматривается разработка каптивных месторождений железной руды, которые будут обеспечивать предприятие сырьем. По словам директора Tata Steel д-ра Тридибеш Мухреджи, этот завод будет выпускать длинномерную продукцию, поскольку спрос на нее в Индии быстро растет.

Интересы Tata Steel связаны, в первую очередь, с азиатскими рынками, хотя в 2004 г. компания и попыталась принять участие в первом аукционе по «Криворожстали». В том же году Tata приобрела крупнейшего в Сингапуре производителя NatSteel Asia, владеющего сетью сталелитейных заводов в регионе. Этот шаг обеспечил расширение ассортимента продукции укрупненной компании, наряду с радикальным снижением производственных затрат за счет использования предприятиями NatSteel сырья с каптивных месторождений Tata и ее богатого опыта в технологической сфере. Кроме того, неплохие перспективы открылись перед партнерами в связи с оптимизацией конфигурации мощностей на основе концепции о децентрализованном производстве стали, обеспечивающей повышение гибкости в отношении ассортимента и логистики. Мощности NatSteel Asia составляют, в общей сложности, 2 млн т в год, причем основу ассортимента этой компании составляют высокотехнологичные материалы для автомобильной и строительной отраслей.

Затем, учитывая перспективы региона, Tata приобрела в Таиланде Millennium Steel Company - холдинг, образованный путем слияния трех обанкротившихся национальных производителей: в 2001 г. состоялось объединение The Siam Iron and Steel Company с The Siam Construction Steel Company, а в 2002 г. к ним присоединили и NTS Steel Group. В настоящее время Millennium Steel - крупнейший в Таиланде производитель стали, компания имеет электродуговые мощности для выплавки 1,2 млн т стали в год и прокатное производство, способное выпускать 1,7 млн т длинномерной продукции для строительной отрасли и машиностроительной стали для автомобильной промышленности. Идея объединения в холдинг себя оправдала: 2004-2005 гг. Millennium Steel завершила хоть и с небольшой, но прибылью. Теперь же, обретение состоятельного инвестора открывает перед Millennium Steel совершенно новые перспективы.

По словам г-на Мухреджи, в отличие от некоторых других компаний, Tata не собирается вкладывать деньги в создание интегрированного производства в Таиланде: «Правительство планирует сделать крупные инвестиции в инфраструктурные проекты и в создание местной автомобильной промышленности, ожидается, что в итоге в стране появится своего рода «Азиатский Дейтрот». Поэтому сталелитейным компаниям есть смысл использовать эту страну как базу для производства только конечной продукции». С его точки зрения, выплавка стали в Таиланде сопряжена с избыточными затратами на доставку сырья, поэтому для Tata выгоднее производить сталь в Индии, рядом с источниками железной руды, и поставлять в Таиланд заготовки, которые будут перерабатываться в конечную продукцию на заводах Millennium Steel. Именно таким образом группа собирается извлечь максимальную выгоду из приобретения плацдарма на рынке страны, в которой, как ожидается, за ближайшие десять лет потребление стальной продукции удвоится и дойдет до 25 млн т. Собственно, такой же стратегии придерживаются и более крупные конкуренты Tata Steel - южнокорейская корпорация Posco и новый лидер мирового рынка Mittal-Arcelor, которые хотят построить в Индии по комплексу производительностью 12 млн т стали в год.

Иран тоже представляет собой привлекательное направление экспансии для Tata Steel: изобилие природного газа и железной руды, развитая инфраструктура и удобное в плане транспортировки географическое положение этой страны делают ее оптимальным местом для размещения заводов по производству низких переделов. Поэтому Tata собирается инвестировать 375 млн дол. в строительство в Иране экспортно ориентированного сталелитейного завода, производительность которого после завершения первой фазы проекта составит 1,5 млн т слябов и 1,5 млн т заготовок в год. Позднее планируется довести суммарные мощности предприятия до 5 млн т. Кроме того, в проекте предусмотрены разведка и разработка неисследованных месторождений железной руды. Будущий завод разместится в портовом городе Бандар Аббас (Персидский залив), который связан с месторождениями железной дорогой.

Кроме того, Tata Steel планирует строительство металлургического комплекса (2,4 млн т), электростанции и угольных шахт в Бангладеш, но, хотя все вопросы по этому проекту, в принципе, согласованы, правительство этой страны пока не предоставило Tata необходимых лицензий.

Таким образом, стратегия Tata Steel очень похожа на принципы, которым руководствовалась в своем развитии до слияния с Mittal Steel люксембургская корпорация Arcelor, и понятно, что если Arcelor-Mittal пожелает осуществить поглощения в Индии, Tata Steel будет представлять для этого гиганта самый привлекательный объект. Однако у нынешних владельцев этой компании имеются собственные планы относительно ее будущего, причем - весьма амбициозные, и в них не входит передача контроля над Tata кому бы то ни было. Поэтому сейчас родительская Tata Group собирается увеличить свою долю в Tata Steel до 33%, что создаст серьезные препятствия попыткам враждебного поглощения.
Яндекс.Метрика