Слияние Mittal Steel с Arcelor создает серьезную угрозу конкурентоспособности японских сталелитейных корпораций. Кроме того, теперь японские компании стали опасаться еще и опасности враждебного поглощения иностранцами. Похоже, что теперь консолидация охватит и эту страну, корпоративный менталитет которой основан на радикальном индивидуализме.
Похоже, что слияние Mittal Steel с Arcelor приведет к изменению менталитета топ-менеджеров японской сталелитейной промышленности. За редкими исключениями, до сих пор национальные особенности корпоративной культуры в этой стране успешно препятствовали объединениям - до сих пор сталелитейные компании с трудом воспринимают саму идею объединения. Единственным исключением из этого правила было образование JFE Steel путем слияния NKK и Kawasaki Steel - другие производители страны пока предпочитают менее жесткие формы связи - типа «кооперации и сотрудничества». Однако образование Arcelor-Mittal-группы, которая будет контролировать около 10% мирового рынка - создает проблемы для всех компаний среднего размера, и это событие серьезно обеспокоило японских производителей.
По мнению Норихиро Фудзито, генерального директора информационно-аналитического подразделения Mitsubishi UFJ Securities, появление на рынке гигантского производителя, мощности которого в три раза превышают объемы производства Nippon Steel, и который отличается высокой ценовой конкурентоспособностью, представляет серьезную угрозу для японских сталелитейных компаний. Сочетание массового производства на заводах Mittal с высокими технологиями Arcelor создает угрозу, что новый лидер мировой отрасли серьезно потеснит японскую продукцию на международных рынках.
Не менее важна и другая опасность - очевидно, что амбиции Лакшми Миттала простираются весьма далеко, а теперь они будут подкреплены еще и деньгами, которые принесет объединению более прочная в финансовом отношении корпорация Arcelor. Следовательно, 10% мирового рынка вряд ли удовлетворят нового гиганта, и, хотя сейчас Лакшми Миттал утверждает, что приоритетные направления расширения группы - это Индия и Китай, понятно, что японские сталелитейные компании представляют для Arcelor-Mittal значительный интерес. При этом они сознают, что в защите от потенциальных попыток враждебного поглощения они сейчас не могут рассчитывать на защиту политических лидеров страны, поскольку правительство утверждает, что сталелитейной отрасли необходима консолидация. Более того, японские власти вовсе не возражают против проникновения в промышленность иностранного капитала.
По сведениям информационного агентства Киодо Цусин, правительство Японии не считает, что для сталелитейной промышленности нужно создавать особые условия неприкосновенности, поскольку иностранный капитал уже эффективно действует в других отраслях национальной экономики.
В принципе, необходимость консолидации фрагментированной японской отрасли назрела уже давно, хотя бы потому, что этот процесс привел бы к сокращению избытка мощностей: понятно, что более низкие цены на сталь создадут стимул для повышения эффективности компаний. Например, по оценкам аналитиков банка Goldman Sachs, более 30 японских мини-заводов вполне созрели для консолидации. Кстати, два из них - Diado Steel и Sanyo Special Steel уже заполучили нового акционера - Nippon Steel, причем в текущем году эта корпорация увеличила свою долю в Sanyo от 11% до 15%.
С другой стороны, большинство японских производителей считают, что угроза с Запада пока невелика, и что в ближайшие несколько лет они сумеют оставаться в стороне от консолидационных ураганов, которые будут сотрясать мировой рынок. Разумеется, отрасль весьма привлекательна для иностранцев: приобретение крупного японского производителя означало бы для них упрочение связей с крупнейшими автомобильными компаниями страны - Toyota Motor Corp. и Nissan Motor, которые расширяют свое производство во всем мире. Однако проникнуть туда весьма непросто. По мнению Ясуо Инубуши, президента и генерального директора Kobe Steel, четвертого по величине производителя Японии, попыткам поглощения со стороны зарубежных компаний будут препятствовать глубочайшие различия в культуре и промышленности: иностранцам будет крайне трудно работать в японской сталелитейной отрасли, весьма зрелой и ориентированной на выпуск высококачественных сталей высоких категорий. Однако топ-менеджеры отрасли уже начинают сознавать, что подобные «мелочи» не станут серьезным препятствием для Arcelor-Mittal. С другой стороны, более серьезной защитой для японских производителей служат долгосрочные взаимоотношения поставщиков стали с крупнейшими компаниями обрабатывающей сферы, такими как Toyota, Matsushita Electric Industrial и Komatsu, которые делают сталелитейную промышленность страны наглухо закрытой для новых пришельцев.
Тем не менее, крупнейшие японские компании не склонны недооценивать опасность. Например, интерес для Arcelor-Mittal наверняка представляет Nippon Steel, занявшая теперь второе место в мировой табели о рангах, - один из технологических лидеров мирового рынка, и понятно, что ее активы прекрасно дополнили бы активы Arcelor в сегментах самой дорогостоящей продукции. Да и объемы производства - около 30 млн т в год - делают ее привлекательным объектом для поглощения. Разумеется, аналогичные опасения имеются у владельцев JFE Steel и других крупных корпораций.
Из этих соображений, Nippon Steel еще в марте заключила соглашение с Sumitomo Metal и Kobe Steel о создании системы совместной обороны от попыток враждебного поглощения: компании обязались предложить более высокую цену за акции партнера, который окажется мишенью агрессии. По мнению Фудзито, нависшая угроза приведет, в конце концов, к трехстороннему слиянию этих трех корпораций. Правда, пока партнеры ограничились тем, что увеличили доли перекрестного владения акциями. Кстати, аналогичный альянс Nippon Steel заключила с южнокорейской корпорацией Posco и китайской Baosteel, причем характерно, что эти три конгломерата контролируют 20% азиатского рынка.
В принципе, в Японии воспринимают Nippon Steel как потенциального покупателя Sumitomo. Их объединение приведет к созданию гиганта, обеспечивающего две трети японских поставок автомобильной стали. Кроме того, азиатские аналитики поговаривают, что эта корпорация, только что завершившая значительный обратный выкуп собственных акций, может поглотить Posco, заключив с корейцами дружественную сделку с полной оплатой приобретения акций Nippon Steel. Шиня Ямада, аналитик банка Credit Suisse, заявил по этому поводу: «Мы считаем Nippon Steel единственным в мире производителем стали, который способен реализовать такую стратегию, и ожидаем, что скоро прозвучит объявление об этой сделке».
Однако, по словам самих японцев, до этого пока далеко. Во всяком случае, г-н Инубуши заявил: «Kobe, Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries сформировали альянс, и, как бы там ни было, я уверен, что эта ситуация стабильна. По крайней мере, в ближайшие годы, в Японии ничего не произойдет». При этом его компания Kobe весьма неплохо позиционирована, и использует все возможности извлечения прибылей, которые открываются в связи с долгожданным восстановлением японской экономики. Только 60% операционной прибыли Kobe поступает из ее сталелитейного подразделения, причем компания продает специальные стали японским автомобильным корпорациям по контрактам, генерирующим стабильные доходы. Наличие у группы крупных мощностей вне сталелитейной сферы, включая производство строительных и промышленных машин и механизмов, медной и алюминиевой продукции, механического оборудования, а также активы в сферах строительства и генерирования энергии, в определенной мере, обезопасило компанию от рыночных колебаний, обусловленных избыточными китайскими расширениями. Поэтому Kobe не слишком уязвима в отношении экспортных тенденций. При этом ее менеджмент полагает, что комбинация всех указанных факторов обеспечивает группе надежную защиту от попыток враждебных поглощений.
Тем не менее, Инубуши уже заговорил о том, что «назрела необходимость пересмотреть слишком жесткие антимонопольные правила, которые в настоящее время препятствуют слияниям между крупнейшими сталелитейными компаниями Японии». С его точки зрения, «изменение антимонопольных правил необходимо – мощный глобальный поток денег обходит нас стороной, поскольку у нас нет соответствующей законодательной базы». Таким образом, он, видимо, ожидает, что перемены в японской сталелитейной отрасли могут начаться гораздо раньше, чем полагают другие компании. Мнение Инубуши не стоит сбрасывать со счетов: в конце концов, он - один из наиболее информированных экспертов отрасли.