Вернуться ко всем новостям

Нефтяной рынок получил новую "головную боль" в лице Венесуэлы

18.04.2002
В ночь с 11-го на 12-е апреля Венесуэла превратилась из "бычьего" фактора мирового рынка нефти в "медвежий". Это произошло после отстранения от власти Уго Чавеса (Hugo Chavez), с конца 1998 г. занимавшего пост президента страны. Роковым шагом для Чавеса, политика которого создала ему множество противников в Венесуэле, стала организованная им перетряска в руководстве государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela SA, сокращенно PDVSA. В конце февраля Чавес заменил президента PDVSA Гуаикаипуро Ламеду (Guaicaipuro Lameda) на своего ставленника Гастона Парру (Gaston Parra). Кроме того, Чавес заменил пятерых из семи членов совета директоров PDVSA. Замены вызвали протест со стороны рабочих и менеджмента нефтяной компании. Первоначально протест был выражен в форме демонстраций и условной забастовки, т.е. выполнения рабочих обязанностей по минимуму. В начале апреля страсти стали накаляться. В сообщениях информационных агентств появились сведения о нарушениях в работе PDVSA и перебоях с отгрузкой нефти и нефтепродуктов c терминалов Венесуэлы (см. новости за 6 апреля). В понедельник 8 апреля профсоюзы Венесуэлы объявили о своей поддержке работников PDVSA и назначили на вторник 24-часовую всеобщую забастовку. Эти события наложились на заявление Ирака о приостановке экспорта нефти в знак протеста против военных действий Израиля в Палестине. Цены на нефть на главных нефтяных биржах мира подскочили в ходе торгов в понедельник на 3,9% - 5,5% и превысили $27 за баррель. В среду венесуэльские профсоюзы объявили бессрочную всеобщую забастовку. Отраслевые источники сообщали о серьезном сокращении объемов производства в PDVSA в результате демонстраций и забастовок. События в Венесуэле сдерживали понижательное давление на цены на нефть, которое возникло в результате ослабления страхов по поводу возможного мусульманского эмбарго на экспорт нефти, а также благодаря заверениям ОПЕК, что она будет поддерживать стабильность на нефтяном рынке, и вследствие выхода противоречивых, но в целом "медвежьих" данных о товарных запасах нефти и нефтепродуктов в США.

Но свержение Чавеса, которым закончились массовые протесты в Венесуэле, лишило нефтяной рынок этого сдерживающего фактора, поскольку ликвидировало причину перебоев в работе PDVSA. Менеджмент компании обещал в пятницу, что на следующей неделе восстановит объемы производства и отгрузки нефти и нефтепродуктов до "нормального уровня". Более того, нефтяной рынок встревожился из-за возможных долгосрочных последствий свержения Чавеса и их негативного влияния на цены на нефть. По результатам торгов в пятницу майские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне опустились на 75 центов до $24,29 за баррель. Майские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX упали на $1,52 до $23,47 за баррель.

Возможные долгосрочные последствия свержения Чавеса, которых опасается нефтяной рынок, связаны с его ролью в ценовой политике ОПЕК. Венесуэла, хотя и была одним из со-основателей ОПЕК, до прихода Чавеса к власти отличалась очень низкой дисциплиной по соблюдению квот на нефтедобычу, которые устанавливались нефтяным картелем. Венесуэла просто игнорировала квоты, из-за чего рассорилась с Саудовской Аравией, ведущим членом ОПЕК. Та объявила Венесуэле ценовую войну, что, в условиях азиатского экономического кризиса, способствовало обвалу мировых цен на нефть в 1998 г. В декабре 1998 г. Чавес был избран президентом, и это круто изменило нефтяную политику Венесуэлы. К марту 1999 г. Венесуэла договорилась с Саудовской Аравией и Мексикой, не являющейся членом ОПЕК, о политике ограничения нефтедобычи с целью поддержания мировых цен на нефть. Эта договоренность послужила основой для решения мартовской конференции ОПЕК 1999 г., согласно которому нефтяной картель существенно сократил квоты на нефтедобычу. Цены на нефть пошли вверх. Осенью 2000 г. цены на нефть марок Brent и WTI превысили уровень $30.

Чавес был твердым приверженцем соблюдения квот ради поддержания высоких цен на нефть. Однако менеджмент PDVSA, нефтяного монополиста Венесуэлы, был недоволен сокращением нефтедобычи, проводившимся в соответствии с уменьшением квот. В частности, упоминавшийся выше Ламеда, которого в феврале Чавес отправил в отставку с поста президента PDVSA, публично заявлял, что вызвал недовольство Чавеса своей критикой в отношении политики жестких квот. Новый президент Венесуэлы Педро Кармона (Pedro Carmona), возглавлявший Федерацию торговых и промышленных палат Венесуэлы и бывший в жесткой оппозиции к Чавесу, уже вернул Ламеду на пост президента PDVSA. А исполнительный директор PDVSA Эдгар Паредес (Edgar Paredes) заявил в пятницу, что компания будет рекомендовать новому правительству пересмотреть участие Венесуэлы в соглашениях ОПЕК. "Давайте не будем говорить о квотах", - сказал на пресс-конференции Паредес. "Давайте говорить о возможностях, которые Венесуэла имеет в нефтяном бизнесе", - продолжил он. "Если у нас есть ресурсы и рынок дает нам возможности, мы должны этим воспользоваться", - заявил Паредес.

Кстати, о ресурсах. По данным на январь 2002 г., Венесуэла располагала подтвержденными запасами нефти в объеме 77,7 млрд. баррелей. Это больше, чем у какой-либо другой страны в западном полушарии. В 2001 г., согласно данным министерства энергетики США, Венесуэла добывала в среднем 3,07 млн. баррелей нефти в день, на 70 тысяч баррелей в день меньше, чем в 2000 г. На экспорт в 2001 г. отправлялось в среднем 2,59 млн. баррелей в день. Около 59% нефтяного экспорта шло в США, для которых Венесуэла является одним из четырех крупнейших поставщиков нефти, наряду с Саудовской Аравией, Канадой и Мексикой. В 2002 г., после нового сокращения квот ОПЕК с 1 января, квота Венесуэлы на нефтедобычу понизилась до 2,5 млн. баррелей в день. По оценкам министерства энергетики США, до недавних беспорядков Венесуэла добывала в текущем году примерно 2,6 млн. баррелей в день. Производственные мощности нефтедобывающей промышленности Венесуэлы, по данным из того же источника, составляют в настоящее время 3,2 млн. баррелей в день. Чтобы поддерживать производственные мощности на этом уровне, Венесуэле необходимо инвестировать в нефтедобывающую индустрию $4 млрд. в год. (В бюджете на 2002 г. на инвестиции PDVSA отведено $2 млрд.)

Как полагают отраслевые аналитики, нехватка денег может помешать Венесуэле быстро увеличить производство нефти, если ее новое руководство решит отступить от квот на нефтедобычу. Однако предпринимательница Матти Лолавар (Mattie Lolavar), глава латиноамериканской консалтинговой группы Triumph Communications Group, считает, что Венесуэле могут помочь США. По ее мнению, при той ситуации, которая сложилась на Ближнем Востоке, и с учетом проблем с Ираком, США сделают все возможное, чтобы помочь Венесуэле, если это будет необходимо. В частности, США могли бы помочь Венесуэле в приватизации нефтяной отрасли. При Чавесе приватизация нефтяной промышленности была запрещена конституцией.

Помимо возможного отказа Венесуэлы от жесткого квотирования нефтедобычи, свержение Чавеса может иметь еще одно последствие для ОПЕК. Пост генерального секретаря ОПЕК занимает сейчас венесуэлец Али Родригес (Ali Rodriguez), союзник Чавеса, бывший до назначения в ОПЕК министром нефтяной промышленности Венесуэлы. Весьма вероятно, что новое правительство Венесуэлы захочет отозвать неугодного чиновника из ОПЕК. В общем, Венесуэла может стать новой картой в сложном пасьянсе нефтяного рынка, где в придачу к фундаментальным экономическим факторам действуют такие раздражители как события на Ближнем Востоке и напряженность вокруг Ирака.
Яндекс.Метрика