Правительство Китая уже несколько лет регулярно сообщает о планах консолидации сталелитейной отрасли. Каждое крупное слияние в мировой металлургии вызывает лавину новых деклараций. Однако реализовать эти намерения никак не удается: сроки отодвигаются, а камень преткновения - конфликт интересов местных и федеральных властей - остается на месте.
Несколько десятилетий назад китайское правительство пыталось превратить нищую аграрную страну в индустриальную державу чисто китайскими методами: власти стимулировали создание множества мелких предприятий по производству чугуна и стали. Именно тогда возник лозунг «Домна - в каждом дворе!», который прекрасно прижился, ибо такой подход как нельзя лучше соответствовал решению проблемы занятости населения. Позднее, в середине 80-х, молодой лидер Дэн Сяопин занялся реформированием экономики. Тогда впервые были сделаны попытки создания мощной сталелитейной отрасли путем объединения многих тысяч крошечных предприятий вокруг нескольких промышленных лидеров. Однако с последствиями той, исходной политики нынешние китайские лидеры не способны справиться и до сих пор: в стране продолжают мирно соседствовать современные промышленные гиганты и мелкие заводики, действующие под эгидой местных властей.
Оно и понятно. Проблема занятости в стране с населением 1,3 млрд человек будет существовать всегда, кроме того, эти мелкие и устаревшие металлургические предприятия - основной источник пополнения местных бюджетов, и местные чиновники стремятся сохранить их любым путем. А поскольку в Китае значительные права делегированы на нижние уровни власти, возможности для этого у них имеются. Местные политики всячески препятствуют как закрытию заводов, так и их присоединению к крупным компаниям, что, безусловно, привело бы к сокращению рабочих мест. Не желают они и межрегиональных объединений, что приведет к сокращению бюджетных поступлений. Поэтому все попытки слияния с заводами из других провинций завершаются неудачей. Кстати, интересы самих предприятий не учитываются - все решают местные правители. Единственная уступка, на которую соглашаются чиновники, - это объединения сталелитейных заводов внутри одной провинции, но такие укрупнения не сопровождаются рационализацией, которая могла бы привести к повышению эффективности. Фактически, это только видимость уступки - объединившись формально, заводы продолжают функционировать самостоятельно.
Например, весной появились сообщения о намерении Baosteel Group приобрести Jinan Steel. Однако эта сделка не состоялась, поскольку власти провинции Шаньдун, в которой расположен этот завод, моментально произвели его слияние с местной же сталелитейной компанией Laiwu Iron & Steel Group. Другой пример: в прошлом году в провинции Ляонин было произведено слияние Anshan Iron & Steel Group и Benxi Iron & Steel Group, но эти предприятия и до сих пор продолжают функционировать раздельно. По мнению Дэнни Чена, заместителя директора агентства Fitch Ratings, подобные слияния не создают заводам мотивации к реальной интеграции бизнесов и менеджмента, что сводит на нет потенциальные преимущества консолидации. Разумеется, такого рода активность на рынке слияний и поглощений не приводит к повышению эффективности.
Многие другие слияния - между предприятиями из различных провинций - тоже, как правило, не становятся плодотворными. Причина в том, что такие объединения редко воспринимают как стратегический союз с целью обретения преимуществ в сфере закупки сырья и продаж продукции. Разумеется, подобные альянсы не приводят к рационализации структуры сталелитейной отрасли Китая или упрочению ее позиций в ценовых переговорах с консолидированными поставщиками руды. По мнению аналитиков Fitch, для ускорения рационализации промышленности требуется консолидация отрасли, обусловленная рыночными мотивами.
Например, именно рыночные мотивы стояли в 1999 г. за поглощением корпорацией Baosteel компаний Shanghai Steel и Meishan Steel, соответственно, и результаты этого объединения резко отличаются от ставших традиционными для Китая вариантов. Сейчас Baosteel Group Shanghai Meishan - крупная компания, с центральным офисом в Шанхае и производственными мощностями в Нанджине (Nanjing) и Жиансу (Jiangsu). Это слияние не только превратило Baosteel в крупнейшего в стране производителя стали, но и принесло корпорации богатое месторождение железной руды, принадлежавшее Meishan, ее доки на р.Янцзы и мощности, расположенные в регионе с развитой инфраструктурой. Предприятие может поставлять свою продукцию не только по Янцзы, но и по железной дороге Ningwu Railway, автомагистралям Ningwu Road, Huning и Ningma. Разумеется, интеграция произошла быстро, и объединение принесло значительную синергию.
Китайское правительство 20-го июля объявило о новой промышленной политике, которая предусматривает создание в 11-ой пятилетке четырех промышленных супергигантов: ожидается, что конкуренция между ними будет способствовать повышению качества продукции, вытеснению с рынка неэффективных заводов и оптимизации отрасли в целом.
Проект сотрудничества Shougang и Tanggang - крупнейших сталелитейных корпораций на севере Китая - и проект Yingkou, который осуществляет Anben Iron & Steel Group (бывшие Anshan Steel и Benxi Steel), уже продвигаются: началось строительство новых заводов, первый этап которого должен закончиться к концу 11-ой пятилетки.
Однако добровольно-принудительное слияние Anshan Iron and Steel и Benxi Iron and Steel, родительских групп Angang New Steel и Bengang Steel Plates, состоявшееся «по собственному желанию правительства», пока не принесло ожидаемых результатов - компании активно сопротивляются консолидации активов и деятельности. Они уклоняются от действий, сопряженных с закрытием заводов, которые обеспечивают занятость 160 тыс. жителей северо-восточного Китая. При этом существуют и дополнительные сложности - хотя обе группы расположены в провинции Ляонин, Angang подчиняется федеральному правительству, а Bengang принадлежит местным властям. Разумеется, этот факт тоже тормозит реальную интеграцию. Правда, другое вынужденное слияние - создание второго по величине производителя Китая, Tangshan Iron and Steel Group, в провинции Хебей - протекает более гладко. Однако произвести аналогичную операцию по слиянию фирм на юге Хебей в крупную группу во главе с Handan Iron and Steel пришлось отложить из-за отчаянного сопротивления потенциальных участников.
Разумеется, Baosteel более послушна, что вполне понятно: во-первых, государство - контролирующий акционер этой компании (78%), а, во-вторых, ее рабочих потенциальное сокращение штатов коснется в последнюю очередь. Сейчас находятся на стадии разработки планы по сотрудничеству Zhanjiang, подконтрольной Baosteel, с Fangchenggang, принадлежвщей Liugang, а тем временем подписан договор с Ma'anshan Iron and Steel и Shaoguan Iron and Steel Group о строительстве нового сталелитейного завода (10 млн т в года) на юге Китая. Кроме того, группа интенсифицировала переговоры о поглощении Bayi Iron and Steel Group, родительской компании небольшого производителя стали Bayi Iron and Steel (3 млн т в год) на востоке провинции Синцзян (Xinjiang). Эта сделка откроет для Baosteel рынки конструкционной стали в Центральной Азии, кроме того, у Bayi имеются каптивные месторождения угля и железной руды.
Однако в стране достаточно других предприятий, гораздо менее послушных центральному правительству, и китайские лидеры подумывают о возможности лишить их своей защиты. Так, например, сорвалось запланированное слияние с Baosteel небольшой компании Chongqing Iron & Steel Group - этому сумели воспрепятствовать местные власти.
Вероятно, именно по причинам такого рода, китайские власти подумывают о снятии ограничений на размер иностранного владения сталелитейными компаниями страны. Председатель правления Baosteel Си Кихуа (Xie Qihua ) заявила в своем интервью Financial Times, что правило, запрещающее иностранцам владеть контрольными пакетами китайских производителей стали, было «хорошей идеей», но этот запрет не может продолжаться вечно. По ее словам, «разные стадии развития требуют разных правил». Поскольку вряд ли г-жа Си сделала бы подобный комментарий, если бы он не отражал официальной точки зрения, похоже, что скоро мечта Лакшми Миттала о китайских активах исполнится. А уж он-то сумеет организовать консолидацию сталелитейной отрасли должным образом.