По данным Arcelor Mittal, за первые пять месяцев текущего года в мировой металлургии было проведено 129 операций по слиянию и поглощению совокупным объемом 24,8 млрд дол. Сталелитейные компании явно идут с опережением прошлогоднего графика, когда состоялась 241 сделка такого рода.
Правда, в прошлом году совокупный объем приобретений достиг 82,3 млрд дол., из которых 38,3 млрд дол. пришлись на объединение Mittal Steel и Arcelor. Кроме того, Arcelor Mittal, похоже, относит к прошлому году и покупку Corus индийской корпорацией Tata Steel за 12 млрд дол.
В текущем году столь крупных слияний пока не происходило, однако весь рынок наполнен слухами, в которых фигурируют несколько ведущих корпораций. В частности, по данным информационного агентства “Интерфакс”, германская Thyssen Krupp, второй по величине производитель стали в Европе, проявляет интерес к приобретению американской US Steel или же российской “Северстали”. Все фигуранты отрицают, что ведут переговоры на подобную тему, однако аналитики отмечают, что комбинация Thyssen Krupp с лидером американской либо российской металлургии имеет смысл. При таком объединении не только образуется второй по величине производитель стали в мире с годовым объемом выпуска более 40 млн т, но и возникнет глобальная вертикально интегрированная корпорация с высоким уровнем эффективности.
Другие источники информации между тем анонсируют возможную сделку по покупке корейской корпорацией Posco австралийской BlueScope Steel, ведущей металлургической компании Австралии, имеющей также ряд дочерних предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью в Юго-Восточной Азии. Представители Posco пока что открещиваются от таких намерений, но аналитики и в этот раз считают, что подобный альянс принес бы пользу обоим его участникам, а заодно повысил устойчивость Posco на случай попытки враждебного поглощения со стороны Arcelor Mittal.
BlueScope, со своей стороны, сама занята слиянием с австралийскими компаниями Smorgon Steel и OneSteel. Антимонопольный комитет страны дал разрешение на проведение такой сделки, хотя в этом отношении могли возникнуть проблемы, так как тройственный альянс станет однозначно доминирующей силой на национальном рынке стали. Очевидно, правительство Австралии решило, что лучше будет дать возможность трем ведущим металлургическим компаниям страны соединиться друг с другом, пока их не купит по одиночке кто-нибудь помощнее.
Помимо возможных слияний, самой животрепещущей темой на мировом рынке стали были в последнее время объемы китайского экспорта и меры по его ограничению. В мае китайские компании отправили за границу 7,13 млн т стали, их них 6,17 млн т готовой продукции, в итоге общий объем поставок за пять месяцев достиг 31,05 млн т. Китайская металлургическая ассоциация CISA пересмотрела свой прогноз национального экспорта стали на текущий год от прежних 43 млн до 50 млн т в год, но, с учетом последних данных, это все равно выглядит изрядным преуменьшением. Тем более, что цены на стальную продукцию на китайском рынке в июне пошли вниз, так что местным компаниям стало выгодно продавать продукцию за рубеж даже с уплатой пошлины.
В настоящее время китайские представители проводят переговоры по стали с правительствами США, Канады, Японии, Кореи, а также Европейской комиссией. Судя по всему, полумерами здесь китайцы не отделаются. Так, Еврокомиссия заявляет о готовности возбудить против китайских компаний антидемпинговые расследования, тогда как китайцы обещают добровольно установить экспортные квоты.
Параллельно с разговорами об ограничении объемов экспорта китайские компании всеми силами стараются поднять цены, дабы компенсировать сокращение тоннажа увеличением его стоимости. Однако время для этого выбрано явно неудачное: практически по всему миру уровень спроса на стальную продукцию невысокий, а потребители имеют достаточные запасы и могут позволить себе выжидательную политику. По мнению многих аналитиков, ждать реального повышения цен следует не ранее четвертого квартала.
В этой связи стремление китайских компаний взвинтить цены на заготовки до 540-560 дол./т CIF при поставках в Юго-Восточную Азию, на арматуру для покупателей в Персидском заливе - до 590-600 дол./т CIF и на горячекатаные рулоны в Азии - до 580-605 дол./т CIF, судя по всему, обречено на неудачу. Потребители просто отказываются заключать сделки на подобных условиях.
Зато от подорожания китайской продукции выигрывают поставщики из других стран, предлагающих свой металл немного дешевле (либо с более благоприятным соотношением цена-качество). Так, в странах Юго-Восточной Азии в заметных количествах появились заготовки из Малайзии ценой в 540-550 дол./т CIF. Металлургические компании из восточноазиатских стран определились со стоимостью горячекатаных рулонов в третьем квартале, установив ее на уровне 550-590 дол./т FOB, китайцам же, похоже, придется удовлетвориться 530-550 дол./т FOB. На Ближнем Востоке появление более дорогостоящей китайской продукции позволило компаниям из Турции и СНГ слегка прибавить цены на длинномерный прокат. В частности, украинская и российская катанка приподнялась до 545-560 дол./т FOB. Даже в Европе в ответ на увеличение стоимости китайской толстолистовой стали на 20 евро/т по сравнению с маем (до 590-600 евро/т CIF ) дало повод местным производителям объявить о подорожании данной продукции на 20-30 евро/т с начала июля.
При этом нынешняя ситуация не слишком благоприятствует подъему цен в Европе. Местные компании вынуждены потихоньку снижать цены из-за дешевеющего импорта. Российские и украинские предприятия ограничивают стоимость горячего проката 580-590 дол./т FOB, а при поставках в другие регионы цены могут быть ниже 540 дол./т FOB. В целом горячекатаные рулоны поступают на европейский рынок по 480-500 евро/т CIF, холоднокатаные - по 520-550 евро/т, оцинкованная сталь - по 600-650 евро/т. Это на 20-50 евро/т ниже, чем цены ex-works у европейских компаний. Corus объяснила запланированный скачок цен на горячекатаные рулоны в Великобритании (на 45 фунтов стерлингов за т) тем, что в апреле-июне стоимость данной продукции была на 30 фунтов стерлингов за т ниже, чем на континенте. Тем не менее, в июле европейским производителям в любом случае будет трудно настоять на необходимости роста цен, пусть даже на умеренные 10-15 евро/т.
В США цены на листовую сталь стабилизировались после падения в начале июня. Крупнейшие компании предлагают горячекатаные рулоны по ценам до 540 за короткую тонну (907 кг) ex-works . Правда, по мнению аналитиков, AK Steel, анонсировавшая на июль рост цен на плоскокатаную продукцию на 20-30 дол./короткая т, слишком торопится: рынок такого повышения, скорее всего, не воспримет.
Ажиотаж на международном спотовом рынке железной руды немного поутих с начала июня в связи с меньшими объемами закупок в Китае. Индийский концентрат подешевел с начала июня примерно на 2-3 дол./т, хотя все равно его стоимость близка к 100 дол./т CIF (для 63,5%-ного материала). Немного помогли успокоению рынка и последние данные по китайскому импорту руды. В мае его объем составил 27,62 млн т, что является минимальным значением с октября прошлого года. По словам аналитиков, сокращение объема закупок вызвано растущей дороговизной руды и, особенно, увеличением затрат на доставку. Тарифы на фрахт для покупателей железной руды с начала текущего года поднялись более чем на треть.
Китайские компании лихорадочно ищут возможности снизить свою зависимость от импорта железорудного сырья. Уменьшение закупок - временный выход, так как металлургам взамен приходится интенсивнее использовать запасы руды, складированные в китайских портах. В конце мая их объем оценивался в 43-45 млн т. Добыча железной руды в самом Китае расширяется, но, похоже, не так быстро, как потребности национальной металлургической отрасли в сырье.
Четыре ведущих сталелитейных компании страны - AnSteel, Baosteel, Shougang и Wuhan Iron and Steel - основали совместную инвестиционную компанию Beijing Steel Industry United Mining Resources для покупки разработки месторождений минеральных ресурсов за границей. Уже известно, что первым проектом новой фирмы станет строительство ГОКа на железорудных залежах Preah Vihear в Камбодже. Кроме того, сообщается, что объединенная инвестиционная компания ведут переговоры по приобретению долей в ряде австралийских месторождений.
Однако специалисты по-прежнему убеждены, что дефицит на мировом рынке железорудного сырья сохранится по меньшей мере до 2010 г. Аналитики американского банка Citigroup предполагают, что в течение 2008-2009 гг. железная руда подорожает примерно на 20% по сравнению с текущим уровнем. При этом ее стоимость в 2009 г. будет почти в четыре раза выше, чем 2002-ом, до начала подъема. Еще большие затраты покупатели будут нести из-за тарифов на фрахт: в ближайшие годы нехватка тоннажа останется серьезной проблемой для мирового рынка железной руды.
Цены на металлолом между тем пошли вверх, прежде всего в странах Восточной Азии. Американские трейдеры, воодушевленные прекращением спада на внутреннем рынке, предлагают материал HMS №1 с поставкой в сентябре по 360-365 дол./т CIF. Корейская Hyundai Steel приобрела несколько десятков тыс. т лома с поставкой в сентябре по 348-350 дол./т CIF и считает это удачной сделкой.