Корпорация Arcelor Mittal выполнила пожелание антимонопольных органов США, подыскав покупателя для меткомпании Sparrows Point (штат Мэриленд), которая является одним из наиболее рентабельных американских металлургических производств.
Это обусловлено месторасположением завода - на побережье. Sparrows Point обладает мощностями для ежегодной выплавки более 3,6 млн т стали и выпускает до 500 тыс.т жести в год. Именно доминирование Arcelor Mittal на американском рынке жести после прошлогоднего слияния двух транснациональных металлургических корпораций и стало причиной появления требования о продаже завода.
Новым владельцем привлекательного предприятия стал консорциум, в состав которого вошли совместное предприятие американской трейдерской и сталелитейной группы Esmark с Wheeling-Pittsburg , поставщик железной руды бразильская корпорация CVRD, а также “Индустриальный союз Донбасса” из Украины. Впрочем, по предварительным данным, контрольный пакет Sparrows Point будет принадлежать американцам. Стоимость сделки не сообщается, но, по оценкам американских специалистов, она должна быть близкой к 1 млрд дол.
Одновременно с продажей американского завода Arcelor Mittal выкупила у польского правительства оставшиеся 25,2% акций бывшей компании PHS (ныне - Arcelor Mittal Poland) за 157 млн дол. Судя по всему, эта сделка представляет собой компромисс между польскими властями и руководством транснациональной корпорации. В последние месяцы правительство Польши неоднократно выражало недовольство действиями Arcelor Mittal ,а аудиторы рекомендовали пересмотреть приватизационное соглашение от 2004 г., когда Mittal Steel приобрела PHS , недоплатив, по мнению специалистов, более 600 млн дол. В итоге власти все же отказались от выставления претензий транснациональной группе, но в ответ та приобрела оставшийся пакет за сумму в шесть раз большую, чем было оговорено три года тому назад (в 2004 г. Mittal Steel получила опцион на выкуп государственного миноритарного пакета по цене, несколько превышающей 20 млн дол.).
На радостях Arcelor Mittal пообещала к 2009 г. увеличить производительность своего стана холодной прокатки в Кракове от 800 тыс. до 1,4 млн т в год, а также построить на бывшем заводе Huta Sendzimira линию травления на 1,4 млн т в год.
Индийская JSW Steel, в свой черед, объявила, что выделяет 1,2 млрд дол. на покупку предприятия по выпуску листовой стали в США. К 2010 г. индийская компания намерена довести производство слябов от нынешних 5 млн до около 10 млн т в год и планирует приобрести прокатные мощности, которые она бы снабжала собственными полуфабрикатами. Правда, все подходящие по размеру и цене американские заводы находятся во владении крупных компаний, так что не известно, сумеет ли JSW Steel выполнить свою задумку.
А вот корейская Posco, пройдя все утверждения и согласования, 1 августа официально стартовала строительство металлургического комбината на юге Вьетнама. Предприятие, стоимость которого оценивается более чем в 1,1 млрд дол., должно начать работу в 2012 г., объем его ежегодного выпуска составит 3 млн т горячекатаных рулонов и 1,2 млн т холоднокатаных. Таким образом оно будет покрывать около половины планируемой потребности вьетнамской экономики в холодном прокате.
В конце июля и в первые дни августа цены на некоторые виды стальной продукции (в основном, в секторе длинномерного проката) пошли вверх. Наибольшую активность в этом проявили китайские компании, предпринявшие очередную попытку повышения цен. Как отмечают аналитики, у китайцев просто нет выхода. Курс юаня продолжает расти по отношению к доллару, так что реальные доходы экспортеров при стабильных котировках уменьшаются. К тому же стоимость стальной продукции в самом Китае медленно поднимается, поэтому с учетом действующих экспортных пошлин рентабельность зарубежных операций становится все меньше.
В июле китайские компании уделяли максимум внимания поставкам листовой стали, но не добились ни малейших успехов, наоборот, цены на плоский прокат снизились. В этот раз экспортеры подняли котировки на арматуру (на 10-20 дол./т) и заготовки (около 5 дол./т). При этом стоимость арматуры достигает 550 дол./т C&F для корейских потребителей и 560 дол./т в странах Восточной Азии. Предельный уровень цен на заготовки остается равным около 520 дол./т C&F, но из продажи практически исчезли самые дешевые полуфабрикаты, отправлявшиеся на Тайвань по ценам, близким к 500-505 дол./т C&F, а во Вьетнам - по 510 дол./т C&F.
Пока покупатели не торопятся заключать сделки по новым ценам, однако более дешевой продукции на рынке все равно нет. Если китайцы не “зарвутся”, как в мае, и не взвинтят цены до уровня потенциальных конкурентов из других стран, они, очевидно, смогут заставить клиентов пойти на уступки.
Аналогичный процесс наблюдается и в странах Персидского залива. Турецкие компании, в конце июля продававшие арматуру по 370-375 дол./т C&F, по новым контрактам повысили стоимость этой продукции на 10 дол./т, на ту же величину подорожали и заготовки. Этот подъем связан прежде всего с увеличением затрат турецких металлургов на дорожающий металлолом. Потребители со своей стороны пока проявляют осторожность. В частности, ближневосточные компании считают завышенными цены российских и украинских металлургов, предлагающих арматуру и катанку по 530-550 дол./т FOB, и только для стран Западной Африки цены могут достигать 570 дол./т FOB.
Несколько понизились цены на арматуру в России, хотя общий уровень там остается выше европейского. Аналитики усматривают причину спада прежде всего в резком увеличении импорта из Турции, Украины и даже Китая.
В то же время на рынке листовой стали последние дни июля и первые дни августа не принесли практически никаких изменений. Цены на толстолистовую сталь стабилизировались, хотя специалисты не исключают небольшого подорожания в августе-сентябре, стоимость горячекатаных рулонов стабильна в Восточной Азии и медленно снижается в США и Европе. Предприятия из стран СНГ в основном сохраняют свои прежние котировки на горячий прокат на уровне 530-560 дол./т FOB.
Как полагают большинство американских и европейских специалистов, осенью цены на плоский прокат должны пойти в рост, и основную роль в этом должно сыграть сокращение (или, хотя бы, прекращение роста) китайских поставок. Вслед за ЕС, где местные металлурги готовы подать в сентябре антидемпинговые иски против китайцев, ограничением китайского импорта занялись США. Согласно отчету, подготовленному юридической компанией Wiley Rein, за последние 10 лет сталелитейная отрасль КНР получила государственные субсидии и преференции на общую сумму 52 млрд дол. Китайские представители, естественно, отвергают это обвинение, но переговоры о регулировании поставок китайской стали в США, стартовавшие 31 июля, обещают быть непростыми.
Цены на спотовом рынке железной руды снова пошли на подъем. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата в Китае подскочила к концу июля до невиданных значений - 113-115 дол./т CIF. Этот скачок объясняется не только высокими затратами на доставку, но и взвинчиванием цен индийскими экспортерами, которые просят за свой материал уже не менее 85 дол./т FOB.
Ситуация на азиатском рынке железорудного сырья складывается явно не в пользу потребителей. В Восточной Азии сейчас в разгаре сезон дождей, и неблагоприятные погодные условия затрудняют доставку сырья от месторождений в глубине материка в порты, причем, эта проблема характерна сейчас не только для Индии, но и для Австралии.
Впрочем, у китайской металлургической ассоциации CISA иное мнение на этот счет. Руководство CISA фактически обвинило “большую тройку” экспортеров железной руды в лице CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto в искусственном создании дефицита с целью организации нового поднятия цен в 2008 г. Правда, до начала переговоров между потребителями и поставщиками сырья еще несколько месяцев, но, как считают в CISA , на рынке уже сложились определенные ожидания, неблагоприятные для покупателей. Так, эксперты предсказывают на 2008 г. рост цен на железную руду на 9-25%, и даже CISA признает, что подорожание, скорее всего, составит не менее 10%. Однако компания Baosteel , которая, как и в прошлом году, будет представлять на переговорах интересы всей отрасли, заявляет, что предпримет все усилия для минимизации ущерба.
Тем не менее, следует признать, что подъем цен на рынке железной руды имеет под собой все основания. Темы роста китайского импорта хотя и сократились по сравнению с прошлым годом, продолжают оставаться высокими в абсолютных значениях. А, судя по тому, что запасы ЖРС в китайских портах в последние недели остаются практически неизменными на уровне 43,4-44,5 млн т, объемы закупок не уменьшаются. В то же время производители сырья сталкиваются с различными проблемами, препятствующими быстрому наращиванию объемов выпуска. В частности, как сообщает бразильская корпорация CVRD, затраты в отрасли в последнее время резко увеличились. Компания даже рассматривает возможность перенесения мощностей по производству окатышей в Китай или Оман.
На рынке металлолома между тем начали происходить определенные подвижки. В Восточной Азии постепенно растут цены на японский материал Н2, который уже предлагается по 340-350 дол./т C&F по сравнению с около 330 дол./т в первой половине июля. Турецкие компании также были вынуждены согласиться на подорожание американского лома HMS №1 от около 320 до 330 дол./т C&F, а лома 3А из СНГ - от 310-315 дол. до 320-330 дол./т C&F.