Вернуться ко всем новостям

В Хабаровске объявили о новой индустриализации Дальнего Востока

21.09.2007
#Электронная карта
#Итоги
#2020
#Недропользование
#Россия
#Map Mineral
В Хабаровске участники итогового пленарного заседания II Дальневосточного международного экономического форума, завершившегося вчера (19 сентября) поздно вечером, выработали стратегию социально-экономического развития Востока России в контексте формирования новой модели национальной экономики.

По словам полпреда президента на Дальнем Востоке Камиля Исхакова, развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири - одно из приоритетных направлений социально-экономической политики России, и до 2013 года на Дальнем Востоке и в Забайкалье будет реализовано несколько крупномасштабных инвестиционных проектов.

По его словам, после принятия федеральной целевой программы развития этих регионов здесь будут запущены сотни инвестиционных проектов, которые позволят стереть различия между Дальним Востоком и экономикой всей России. Примерная стоимость всех проектов оценивается более чем в 9 трлн рублей.

Как заявил гендиректор компании "Ариком" Ю.Макаров, озвучив в своем докладе концепцию "новой индустриализации Дальнего Востока", в условиях затянувшейся депрессии Дальневосточного региона и невозможности затратить необходимые человеческие ресурсы выходом представляется применение т.н. "кластерного принципа" и частно-государственного партнёрства.

Реализация экономически оправданной схемы развития Дальнего Востока на примере компании "Ариком" состоит из нескольких последовательно осуществляемых шагов по созданию такого кластера, территориально-промышленного комплекса с полным циклом производства.

Первый шаг - создание добывающего предприятия, и одновременно - развитие вокруг него необходимой инфраструктуры. Следующим шагом должно стать строительство рядом с месторождением перерабатывающего предприятия - горно-обогатительного комбината. Данный кластер предполагается сформировать вокруг месторождений Гаринское, Куранахское и Большой Сейм в Амурской области, а также Кимканского и Сутарского месторождений в Еврейской автономной области. Совокупные запасы железорудного сырья этих месторождений, по оценкам специалистов, превышают один млдр т.

Так, на территории ЕАО "Ариком" в рамках проекта создания металлургического кластера уже идет сооружение Кимкано-Сутарского ГОКа с проектной мощностью переработки 15 млн т руды в год. Компанией выделено на это 2,5 млрд руб. Инфраструктурная составляющая кластера предполагает расширение существующих транспортных коридоров (БАМ и Транссиб) и создание новых. Центральным транспортным узлом всего проекта станет новый мост через Амур, единственный в радиусе три тыс.км. Его строительство обойдется компании в 6 млрд руб. Продукция Кимкано-Сутарского ГОКа и Гаринского меткомбината загрузит дорогу на 70-80%. Кроме этого в обе стороны будут перевозиться нефтепродукты, лес и продукция лёгкой промышленности. Таким образом, новый железнодорожный мост станет частью стратегического Евроазиатского транспортного коридора и позволит связать Транссиб с государственными железными дорогами КНР.

Однако для работы с потенциальными потребителями из Кореи, Японии, а также США и Канады мост через Амур транспортные проблемы региона не решает. Простой анализ транспортных затрат на доставку железорудного сырья на рынки других стран АТР показывает, что оптимальным вариантом в данном случае является морской транспорт.

Продолжая развитие темы кластерного подхода, требующего создания современной инфраструктуры, Ю.Макаров предполагает строительство в Советской Гавани морского перевалочного терминала с проектным грузооборотом комплекса 7 млн т в год. Предварительная оценка объемов инвестиций в строительство терминала составляет свыше 4 млрд руб. Компания планирует реализовать этот проект собственными силами без привлечения сторонних инвесторов.

По мнению Ю.Макарова, строительство в порту Советская Гавань нового перегрузочного комплекса будет способствовать повышению уровня занятости местного населения и увеличению налоговых поступлений в бюджет, даст мощный толчок развитию новых, смежных с деятельностью терминала, производств, ускорит развитие транспортных коммуникаций региона и окажет положительное влияние на социально-экономическое положение в Хабаровском крае. Кластерный принцип, позволяющий реализовать "новую индустриализацию" Дальнего Востока от развития добывающей промышленности до высокотехнологичных производств готовы взять за основу своих проектов и другие компании, работающие в регионе.