Ведущие европейские сталелитейные компании - Thyssen Krupp, Salzgitter, Corus, Arcelor Mittal - высказывают все большее недовольство по поводу расширения китайского экспорта стальной продукции в страны Евросоюза.
По прогнозам европейских специалистов, объем поставок из Китая в этом году увеличится вдвое по сравнению с 2006 г. и в десять раз - с 2005-м, достигнув 10 млн т. По некоторым позициям зарегистрирован пятикратный рост по сравнению с прошлогодними показателями.
Правда, европейцам вряд ли удастся доказать, что их китайские конкуренты занимаются демпингом, ведь цены на стальную продукцию в Китае гораздо ниже, чем в Европе. Поэтому металлурги упирают на необходимость введения компенсационных пошлин, которые должны нивелировать государственную поддержку, которую де-факто получают китайские меткомбинаты. Особенно раздражает европейцев то, что китайские компании не несут особых затрат на охрану окружающей среды, тогда как в ЕС на эти расходы уже приходится значительная доля в себестоимости. По оценкам генерального директора Corus Филипа Варина только платежи за выбросы углекислого газа к 2012 г. могут увеличиться до 80-100 евро/т выплавленной стали.
Однако Европейская комиссия пока воздерживается от резких движений по отношению к китайским металлургам. Да и европейцы, несмотря на свои грозные заявления, признают, что только “собирают документы” для подачи антидемпинговых исков. Выступая в свою защиту, китайская сторона резонно заявляет, что в последние месяцы стремится к ограничению объемов экспорта стали, а рост поставок в Европу объясняется благоприятным соотношением цены и качества продукции. Кроме того, ряд крупных европейских потребителей металла в машиностроительном и строительном секторах выступили против введения санкций против Китая. По их словам, они удовлетворены качеством китайской стальной продукции и опасаются, что всякое ограничение конкуренции приведет к резкому скачку цен.
Не исключено, что и жалобы европейских металлургов на невыносимые условия работы имеют под собой не так уж и много оснований. Так, группа Arcelor Mittal, презентуя свою глобальную инвестиционную программу до 2012 г. объемом 35 млрд дол., сообщила, что в течение ближайших пяти лет будет вкладывать в развитие своих мощностей в странах ЕС до 1 млрд евро. Причем среди анонсированных проектов значатся реконструкция и модернизация доменной печи на заводе в Бремене, что увеличит его мощность по выпуску стали до 4 млн т в год, и возобновление выплавки металла в бельгийском Льеже. Ранее компания закрыла там одну из доменных печей и запланировала полностью переориентировать предприятие на выпуск проката из покупных слябов, но теперь пересмотрела это решение.
А вот японская Nippon Steel, наоборот, собирается шире использовать возможности международной кооперации. С 2011 г. компания будет ежегодно получать 1 млн т слябов от бразильской компании Usiminas, в которой японцам принадлежит крупный пакет акций. Как раз к тому времени бразильцы планируют завершить свой проект по расширению плавильных мощностей с нынешних 8 млн до 14 млн т в год.
Другая японская компания, производитель сортового и фасонного проката Yamato Kogyo, хочет перенести производственные мощности поближе к рынкам сбыта. Ранее она анонсировала совместный проект с кувейтской Gulf Industrial Investment Co по строительству металлургического комбината в Бахрейне, который должен включать модуль для ежегодного производства 1,5 млн т восстановленного железа (DRI), электропечи на 650 тыс.т стали и прокатный стан на 600 тыс.т балок в год. Однако старт этого проекта перенесен: срок подготовки ТЭО продлен на четыре месяца, до февраля 2008 г.
Это не первый случай, когда реализация крупного металлургического проекта в странах Персидского залива сталкивается с проблемами. В конце сентября катарская компания Qasco, планирующая расширение своего меткобината на 1,5 млн т DRI, 700 тыс.т стали и 600 тыс.т сортового проката в год, признала, что испытывает трудности с деньгами и была вынуждена искать средства для рефинансирования ранее взятых кредитов.
Неделя, в течение которой китайские компании отсутствовали на рынке, ничего не изменила. Цены на азиатском рынке успешно продолжали повышаться. Более того, на самом “горячем” в регионе рынке заготовок конкуренты китайских компаний из Тайваня, Малайзии и СНГ благополучно подняли цены на “китайский” уровень - 590-600 долю/т C&F. Во Вьетнаме, где внутренние цены на арматуру и катанку превысили 680 дол./т, правительство готово снизить импортную пошлину на готовый прокат от 8 до 2%, а в крайнем случае - ввести контроль над ценами.
Правда, после возвращения китайцев на рынок цены в азиатском регионе немного понизились. При этом “саботажем” занялись сами китайцы, уменьшив стоимость заготовок до 570-575 дол./т C&F. Очевидно, побудительными мотивами к этому были ослабление спроса в самом Китае после праздников из-за создания избыточных запасов проката и опасность потери зарубежных рынков сбыта под напором конкурентов.
Не исключено, что китайцев обеспокоило появление в регионе, который они считают “своим”, продукции из таких стран как Украина, Россия и Турция. Металлурги в этих государствах испытывают проблемы из-за слабости рынков Европы, США и Ближнего Востока и вследствие этого готовы продавать заготовки и длинномерный прокат в Восточную Азию и мириться с высокими затратами на доставку.
В Персидском заливе непосредственно перед завершением Рамадана (12 октября) арматура подешевела до 590-595 дол./т C&F, потеряв до 30 дол./т по сравнению с первой половиной сентября. В итоге турецкие компании были вынуждены снизить цены на данную продукцию до около 565-570 дол./т FOB, а экспортеры из СНГ -до 530-540 дол./т FOB. При этом спрос характеризуется трейдерами как низкий. Заготовки производства Турции предлагаются не более чем по 520-525 дол./т FOB, а Украины и России -500-505 дол./т FOB. Впрочем, некоторые аналитики считают, что поставщикам нужно только “перетерпеть”, и во второй половине октября рост цен и спроса возобновится.
В Европе, несмотря на сезонный рост активности в строительной отрасли, арматура потеряла в цене около 10-20 евро/т. В Германии, например, этот вид проката продается не более чем по 410-420 евро/т ex-works. В секторе плоского проката поднялись цены только на толстолистовую сталь, прибавившую до 20 евро/т, однако европейцев беспокоит конкуренция со стороны Китая. Экспортеры из этой страны поставляют свою продукцию на рынок ЕС по 590-640 евро/т CIF, тогда как европейские заводы указывают цены не ниже 650 евро/т ex-works в Средиземноморье и 670 евро/т в Германии или Скандинавии.
Американские металлургические компании наперебой заявляют о повышении цен, как минимум, на 20 дол. за короткую т (907 кг). Как отмечают местные аналитики, в стране, и в самом деле, подорожали арматура и катанка, из-за резкого ослабления конкуренции со стороны импорта прибавившие 575-580 и 590-610 дол. за короткую т ex-works соответственно. В то же время листовая сталь растет в цене медленнее, октябрьские контракты заключаются из расчета 525-530 дол. за короткую т ex-works против 520 дол. за короткую т в сентябре. Некоторые американские производители плоского проката надеются на более значительный скачок в ноябре, но их европейские коллеги намерены ждать до апреля 2008 г. и тогда прибавить до 50 евро/т, подгадав под ожидаемое увеличение цен на железную руду.
Октябрь принес новое повышение цен на спотовом рынке железной руды. Тарифы на фрахт берут одну высоту за другой. После окончания праздников в Китае стоимость доставки железной руды из Бразилии в Китай превысила 85 дол./т, что в 1,5 раза больше, чем цена той же руды на условиях FOB. При этом многие эксперты считают, что еще до конца года тарифы достигнут 100 дол./т. Индийский 63,5%-ный концентрат превысил в Китае 160 дол./т CIF.
Австралийские компании в связи с этим все настойчивее требуют введения для себя премии за минимальную стоимость доставки. В Китае австралийская руда продается конечным потребителям, примерно, по тем же ценам, что и бразильская, хотя разница в расходах на фрахт составляет почти 50 дол./т. Сейчас вся она идет в карман китайских импортеров. Впрочем, аналитики сходятся на том, что вероятность введения такой премии в будущем году очень мала, так как это нарушает сложившиеся на мировом рынке ЖРС традиции и правила. Единственное, на что, пожалуй, могут рассчитывать австралийцы, так это на несколько больший уровень повышения цен, чем для бразильских поставщиков.
Между тем, даже в Китае осознают, что резкого увеличения цен на сырье не избежать. Даже компания Sinosteel, второй по величине импортер железной руды в Китае, прогнозирует ее подорожание на 25%. Экспортеры, по некоторым данным, будут настаивать на более серьезном повышении. Первые официальные контакты между сторонами состоятся уже в конце октября.
В такой ситуации металлургические компании стремятся взять под контроль железорудные месторождения. Так, Arcelor Mittal проявляет повышенный интерес к залежам в Венесуэле и ищет контактов с правительством Уго Чавеса. Китайская Jiangsu Shagang заявила о намерении купить за 108 млн дол. контрольный пакет акций британской компании Stemcor, владеющей правами на разработку месторождения Savage River в Австралии. Еще одним районом добычи железной руды может стать Конго. Власти этой африканской страны приглашают иностранных инвесторов для разработки месторождения на границе с Габоном, чьи резервы оцениваются в 500 млн т.