В 2006 г. потребление диоксида титана составило 4,6 млн т., из которых 58% использовалось в производстве лакокрасочных материалов, 23% - в изготовлении пластмасс, 10% - в бумажной промышленности, 9% - в других отраслях промышленности. Американская компания Tronox прогнозирует увеличение спроса на диоксид титана на 3,2% в 2007 г. и на 3-4% в 2008 г.. В 2008-2012 гг., по оценке ряда обозревателей, потребность в диоксиде титана будет расти на 2,8% ежегодно, а поставки - на 1,9%. Использование производственных мощностей в мире по выпуску диоксида титана в 2007 г. компания Tronox оценивает на уровне 92-95%. В мире производится 85-90% диоксида титана рутильной модификации и 10-15% - анатазной модификации.
В 2006 г. цена на диоксид титана составляла 2200-2300 дол./т. В Европе, США и Азии цены на диоксид титана в 2006 г.были довольно стабильными. Лишь в США цена выросла на 10-16%. В 1-м квартале 2007 г. цена на американском рынке составляла 2300-2400 дол./т, в Европе - 1900-2000 дол./т, в Азии - 2200-2300 дол./т. Однако по данным Purchasingdata.com, во втором и третьем кварталах 2007 г. в США средние цены были на уровне 0,98 дол./фунт (2160 дол./т). Несмотря на достаточно вялый спрос на диоксид титана (при низких запасах у потребителей) в большинстве регионов мира, крупнейшие производители делают очередные попытки увеличения справочных цен.
Компания Huntsman International объявила о повышение с 1 октября 2007 г. цен на диоксид титана с торговой маркой TIOXIDE®: на 80 дол./т в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на 150 дол./т в странах Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Также с 1 октября 2007 г. повысились цены на диоксид титана с торговой маркой Ti-Pure® компании DuPont Titanium Technologies на 150 дол./т в странах Ближнего Востока и Африки и на 100 дол./т в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. С 15 октября 2007 г. две другие американские компании DuPont Titanium Technologies и Kronos Worldwide Inc увеличили цены на диоксид титана на 0,06 дол./фунт в США и Канаде и на 90 евро/т в Европе.
Также с 15 октября 2007 г. британская компания National Titanium Dioxide Company (Cristal Globa) увеличила цены на диоксид титана с торговыми марками Tiona® и Cristal®: на 0,06 дол./фунт в США и Канаде, на 120 дол./т в странах Центральной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки, на 100 дол./т в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и на 90 евро/т в Европе.
Американская компания Tronox Inc с 15 октября 2007 г. повысила цены на диоксид титана с торговой маркой Tronox®: на 0,06 дол./фунт в США и Канаде, на 130 дол./т в Мексике и странах Латинской Америки, на 100 евро/т в Европе.
Для оживления спроса на диоксид титана ведущие производители предпринимают различные меры. Компания DuPont Titanium Technologies делает упор на разъяснительную работу среди потребителей. Например, в начале октября 2007 г. подобное мероприятие было проведено специалистами компании для одного из крупнейших потребителей диоксида титана в Бразилии - компании Cromex, производителя пластмасс.
Huntsman International приступила к выпуску на своём заводе в Великобритании новой марки диоксида титана Deltio 5X. Диоксид титана этой марки подвергается небольшой агломерации частиц, что позволяет легко использовать его в различных композициях, в частности для производства суперконцентратов для пластмасс. Обычно размеры частиц диоксида титана варьируются в пределах 0,2-0,25 мкм для лучшего светорассеивания. Однако такие мелкие частицы приводят к плохой текучести в подающих бункерах, затрудняя дозирование.
Шведская компания Deltaplast, производитель суперконцентратов пигментов, испытала новую марку диоксида титана Deltio 5X. Испытания показали лучшие показатели текучести в бункерных питателях и более быстрое окрашивание пластических компонентов, что в результате приводит к увеличению производительности на 20% по сравнению с другими марками диоксида титана. Отклонение от норм дозирования при использовании диоксида титана Deltio 5X не более 10%, тогда как обычные марки могут давать отклонения до 50%. Предполагается новую марку продавать по более высокой цене, чем обычные марки диоксида титана.
Tronox Incorporated также приступила к выпуску новой марки диоксида титана TRONOX® 8400, предназначенной для использования в производстве суперконцентратов пигментов для полиолефинов. Эта марка более технологична при использовании и позволяет получать более равномерно окрашенный продукт.
Как утверждают представители компании DuPont, цены диоксида титана были стабильными на протяжении последних 15 лет, в то время как затраты на его производство постоянно росли (энергоресурсы, руда). При существующем уровне цен индустрия не может вернуть вложенных инвестиций, и некоторые компании были вынуждены отказаться от производства диоксида титана как неприбыльного бизнеса (Bayer, Kerr-McGee, Rhone Poulenc). Бум строительства мощностей по производству диоксида титана в Китае создал ситуацию, когда конкуренция между старыми игроками, борющимися за долю на мировом рынке, сопровождалась борьбой между новыми производителями, старающимися найти рынки сбыта для своих продуктов. Это позволило удерживать низкие цены. Однако растущие цены энергоносителей в мире и неспособность китайских производителей обеспечить экологическую безопасность производств оказывают давление на поставщиков. Отменяются экспортные льготы, которые в прошлом поощряли бизнес. Чтобы вернуть деньги, инвестированные производителями в мощности по выпуску диоксида титана, и продолжать дальнейшее развитие производств, средняя цена диоксида титана должна подняться, по мнению компании DuPont, в среднем на 250 дол./т. И это только для того, чтобы достичь точки возврата инвестиций.
Неблагоприятная ситуация с ценами на диоксид титана отражается на финансовых показателях производителей диоксида титана. Например, продажи диоксида титана компании Tronox Inc. в третьем квартале 2007 г. уменьшились до 335,6 млн дол. по сравнению с 351,4 млн дол. в третьем квартале 2006 г. Прибыль от реализации диоксида титана в третьем квартале 2007 г. снизилась до 8,5 млн дол. по сравнению с 15,6млн дол. в третьем квартале 2006 г. Это связано с более низким спросом в Северной Америке и снижением цен на диоксид титана, а также увеличением стоимости сырья (хлор, кокс, каустическая сода) и стоимости перевозок. В третьем квартале 2007 г. цены продаж снизились на 1% по сравнению со вторым кварталом 2007 г.
Как уже отмечалось, значительное давление на цены диоксида титана оказывает растущее производство и экспорт диоксида титана из Китая. Средние цены на диоксид титана, ввозимый из Китая ниже, чем на диоксид титана, ведущих производителей. Это подтверждается таможенной статистикой.
В январе-августе 2007 г. импорт оксидов титана в США составил 34,823 тыс.т на сумму в 60,06 млн дол., в том числе 11,416 тыс.т из Китая на сумму в 16,33 млн дол.
В январе-сентябре 2007 г. в Японию было импортировано 11,813 тыс.т оксидов титана на сумму в 2,15 млрд иен, в том числе 4,860 тыс.т из Китая на сумму в 894 млн иен и 6,135 тыс.т из Южной Кореи на сумму в 937 млн иен. За этот же период импорт диоксида титана составил 40,199 тыс.т на сумму в 8,14 млрд иен, в том числе 16,678 тыс.т из США, 8,863 тыс.т из Тайваня, 5,898 тыс.т из Австралии, 3,423 тыс.т из Малайзии и 216 т из Китая. Экспорт диоксида титана из Японии в январе-сентябре 2007 г. составил 54,236 тыс.т на сумму в 12,76 млрд иен, в том числе 22,929 тыс.т в Китай на сумму в 5,02 млрд иен, 380 т в Россию на сумму в 90,4 млн иен.
Тем временем, в Южной Корее торговая комиссия рассматривает возможность принятия антидемпинговых мер в связи с поставками диоксида титана из Китая и Индии.
Сообщений о расширение производства и строительстве новых заводов по выпуску диоксида титана очень мало. Главным образом, это сообщения из Китая. Кроме этого, Индия, обладающая значительными запасами титансодержащего сырья, пытается реализовать несколько проектов по развитию производства диоксида титана. Медленно, но продвигается российско-индийский проект. Также Tata Steel приступила к приобретению земельных участков под строительство нового завода по производству диоксида титана. К декабрю 2007 г. компания планирует приобрести 1000 акров и приступить к строительству установки опреснения воды для нового предприятия.