Nippon Steel может сколько угодно бояться поглощения со стороны Arcelor Mittal и формировать разнообразные стратегические альянсы для предотвращения подобного исхода, однако в ситуациях, касающихся бизнеса, все опасения уходят на второй план.
Nippon Steel и Arcelor Mittal подписали соглашение о расширении своего американского совместного предприятия I-N Kote, выпускающего листовую сталь с покрытиями. Этот завод построен в 1991 г., а партнером японцев тогда выступала американская компания Inland Steel, позднее приобретенная Лакшми Митталом.
Проект расширения стоимостью 240 млн дол. предусматривает установку третьей линии цинкованмя мощностью 480 тыс.т в год. По завершении строительства (ориентировочно в 2010 г.) предприятие станет ежегодно выпускать до 1,14 млн т высококачественных листов с цинковым, алюмоцинковым и другим покрытием, предназначенных для изготовления автомобильных кузовов, бытовой техники и других потребительских товаров.
Интересно, что за последний год в США стартовало несколько проектов расширения мощности действующих предприятий, а германская Thyssen Krupp собирается строить в США новый металлургический комбинат на 3 млн т в год. Почти все проекты ориентированы на выпуск качественного плоского проката. Объективно их реализация должна привести к сужению американского импорта стали.
Между тем в Западной Европе не наблюдается ничего похожего на американский инвестиционный бум в металлургии. По мнению экспертов, одна из основных причин пассивности европейских компаний заключается в экологическом законодательстве ЕС, препятствующем развитию энергоемких отраслей тяжелой индустрии. Однако корпорация Arcelor Mittal, у которой на страны ЕС приходится около четверти сталеплавильных мощностей, сотворила мини-сенсацию, потребовав в судебном порядке аннулировать директиву Европейской комиссии от 2003 г. об ограничении выбросов парниковых газов (прежде всего, углекислого газа) и введении платы за выбросы. Аргументы Arcelor Mittal сводятся к тому, что данная директива имела дискриминационный характер, так как одни были в нее включены (например, металлургия и энергетика), а другие (химическая промышленность, производство алюминия) - нет.
Представители Еврокомиссии признают, что директива от 2003 г. была несовершенной, но это не должно стать причиной для ее отмены. По их словам, в положение о торговле квотами постоянно вносятся коррективы, так, химическая и алюминиевая промышленность тоже будут приобретать разрешения на выбросы парниковых газов с 2013 г. Так или иначе, Европейский суд, который рассматривает это дело, должен вынести свое решение до конца текущего года. При этом, если Arcelor Mittal сумеет обратить недоработки документа в свою пользу, металлургическая промышленность Европы может получить приличный, хотя и временный, бонус - до выхода нового, юридически бесспорного варианта директивы.
По данным Steel Benchmarker, за последние несколько недель ни один вид стальной продукции не может сравниться с горячекатаными рулонами по темпам роста цен. С конца марта по середину апреля средние мировые экспортные цены на горячий прокат возросли на 76 дол. за т, причем в Европе подорожание составило 77 дол. за т, а в США - 138 дол. за т.
В принципе, ничего особо удивительного в этом нет. Производители горячекатаных рулонов несут дополнительные расходы на сырье из-за подорожания железной руды, коксующегося угля и ферросплавов. При этом, благодаря востребованности данной продукции, наиболее массовой на рынке стали, и отсутствию избытка предложения им проще преодолевать сопротивление потребителей.
В США почин AK Steel по подъему цен на горячий прокат до 1000 дол. за коротк. т (907 кг) ex-works поддержали и другие ведущие металлургические компании страны. Arcelor Mittal даже заявила, что поднимет цены сразу на 250 дол. за коротк. т. Некоторые компании предлагают горячекатаные рулоны по 1020 дол. за коротк. т, а холоднокатаные - по 1120 дол. за коротк. т ex-works. Правда, на спотовом рыке средний уровень цен на горячий прокат в середине апреля составлял только 930 долларов за короткую тонну ex-works, а на холоднокатаные - 1010-1015 дол. за коротк. т ex-works, но вряд ли американские металлурги чувствуют себя обделенными. В апреле по скорости повышения цен на прокат им, пожалуй, почти что не было равных в мире.
Сравниться со США в этом отношении может разве что Турция. Переориентация экспортеров из СНГ на внутренние поставки и продажи в страны Персидского залива привела к некоторому дефициту плоского проката на турецком рынке и обусловила настоящий взлет цен. Российские компании взвинтили свои цены на горячекатаные рулоны до 1050-1100 дол. за т C&F и более, холоднокатаные достигают 1175 долларов за тонну C&F. Стоимость индийской оцинкованной стали на турецком рынке зашкаливает за 1360 дол. за т C&F.
В Европе металлургические компании, как уже стало нормой в текущем году, досрочно осуществили очередное повышение цен. Так, итальянская компания Riva, ранее рассчитывавшая довести отпускные цены на горячекатаные рулоны до 650 евро за тонну ex-works только в мае, уже в середине апреля подняла котировки до 680 евро за т, невзирая на слабый спрос. Как отмечают итальянцы, на это их подвигло подорожание импортного плоского проката в регионе: горячекатаные рулоны поступают в ту же Италию по 660-700 евро за т CIF, а стоимость холоднокатаных находится на уровне 740 евро за т CIF и выше.
Только в Азии подъем пока что тормозит. Ряд местных компаний, включая корейские Posco, Dongkuk Steel, Hyndai Steel, тайванскую China Steel, японских Nippon Steel и JFE, подняли во втором квартале цены на плоский прокат на 200-300 дол. за т, однако это отражает только заниженность их цен в январе-марте. На спотовом рынке Восточной Азии цены на горячекатаные рулоны, как правило, не превышают 900 дол. за т FOB, а попытки китайских компаний довести их до 920-930 дол. за т FOB пока что особого успеха не имеют. Зато стоимость слябов в Азии уже приближается к 900 дол. за т C&F, а заготовок - достигла 900-925 дол. за т C&F.
На рынке длинномерного проката вновь поднимают цены турецкие компании. Их новейшие предложения для покупателей в странах Персидского залива предусматривают подорожание до 1000-1020 дол. за т FOB. Сейчас потребители готовы платить такие деньги только на условиях C&F, но, судя по всему, вскоре им придется смириться с неизбежным.
Проходит неделя за неделей, но китайские металлургические компании никак не могут договориться с австралийскими поставщиками железной руды о ценах на текущий финансовый год. Уступать не хочет никто: австралийцы не желают, чтобы китайцам их продукция доставалась дешевле из-за разницы в затратах на доставку, а китайцы не видят причины для повышения цен более чем на 65-71%, о котором они договорились с бразильской Vale.
Между тем положение импортеров железной руды в ближайшее время может снова существенно ухудшиться. В индийском правительстве всерьез обсуждают возможность полного запрета экспорта железной руды или же введения более жестких ограничений, чем действующие ныне экспортные пошлины в размере 1,5-7 дол. за т.
Власти страны, озабоченные ростом цен на прокат на внутреннем рынке, хотят предложить национальным металлургам в обмен на снижение котировок некие бонусы. При этом если министерство металлургической промышленности предлагает уменьшить акциз на прокат, то индийский минфин выступает за приостановку экспорта руды с целью радикального снижения цен на сырье и, соответственно, сокращение затрат сталелитейных компаний. В 2006-2007 финансовом году (апрель/март) Индия экспортировала 93,8 млн т руды, из которых более 70% пошло в Китай, так что даже относительно небольшое сокращение поставок может иметь самые неблагоприятные последствия для китайских металлургов.
Тем временем в самом Китае обеспечение национальных производителей стали сырьем становится проблемой государственной важности. Национальная комиссия по планированию и реформам (NDRC), центральный экономический штаб КНР, выступила с заявлением, в котором провозгласила необходимость выработки централизованной государственной политики по приобретению горнорудных активов за рубежом. Тринадцать ведущих металлургических компаний страны должны подать в NDRC свои предложения по поводу того, как государство может лучше защитить их интересы и что можно и нужно будет сделать, чтобы снизить зависимость отрасли от импортного сырья. В 2008 г., как ожидается, Китай импортирует около 435 млн т железной руды.
Пока что китайские металлурги не обладают значительными железорудными активами за рубежом. Компании Baosteel, Angang, Wuhan Steel, трейдерские Sinosteel и Minmetals выступают партнерами в ряде железорудных проектов в Австралии, Африке, некоторых странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки, но во многих случаях являются миноритарными акционерами. К тому же большая часть инвестиций китайских компаний направляется в перспективные проекты, которые дадут свою первую продукцию только через несколько лет. Не исключено, что благодаря помощи государства, китайские компании смогут изменить свою стратегию и приступить к покупке уже действующих предприятий по добыче железной руды.