Вернуться ко всем новостям

Долгосрочные планы развития транснациональной корпорации Arcelor Mittal

30.05.2008
Транснациональная корпорация Arcelor Mittal обнародовала долгосрочные планы развития, согласно которым ежегодный объем производства стали предполагается довести до 200 млн т. В текущем году компания планирует выплавить около 120 млн т стали.

Как уже неоднократно заявлялось, в настоящее время Arcelor Mittal реализует либо планирует проекты расширения и строительства новых мощностей примерно на 30 млн т в год. Похоже, увеличение выпуска еще на 50 млн т в год может быть реализовано за счет поглощений.

В частности, Arcelor Mittal сообщила о своем интересе к нигерийской металлургической компании Ajaokuta Steel, которую правительство этой африканской страны собирается отобрать у компании Global Steel братьев владельца Arcelor Mittal Лакшми Миттала за невыполнение инвестиционных обязательств. Характерно, что аналогичная неприятная история произошла с Global Steel и на болгарском предприятии "Кремиковцы", на которое тоже претендует Arcelor Mittal. Возвращаясь к нигерийскому заводу, следует отметить, что продаваться он будет скорее всего в комплекте с железорудной компанией National Iron Ore and Mining Company, что повышает привлекательность предприятия, требующего немалых инвестиций для своей реанимации.

Однако наибольшую активность в сфере слияний и поглощений на прошлой неделе проявила, безусловно, российская "Северсталь". Всего за несколько дней она сделала два предложения о покупке американских металлургических компаний - сначала WCI, за которую предложила около 370 млн дол. с учетом уплаты долгов, а затем Esmark, которая недавно согласилась было войти в состав индийской металлургической группы Essar. Сумма сделки с Esmark повторяет предложение Essar и должна составить около 1,1 млрд дол. (вместе с уплатой долгов), однако, если индийцы заручились поддержкой менеджмента американской компании, то на стороне россиян - профсоюз USW, без одобрения которого провести любую операцию с активами Esmark будет затруднительно.

Российские и американские эксперты достаточно осторожно оценивают стратегию "Северстали", в этом году приобретшей ряд активов в США (покупка завода Sparrows Point, выкуп миноритарных акционеров завода SeverCorr). С одной стороны, в случае поглощения WCI и Esmark российская компания станет четвертым по величине производителем стали в США (почти 11 млн т в год), а с другой - и ранее купленные ею активы, и новые предприятия, на которые она претендует, представляют собой убыточные компании, страдающие от многочисленных проблем.

Так, WCI , производитель высококачественного плоского проката, используемого в автомобильной и авиастроительной промышленности, располагающий мощностями для выпуска 1,2 млн т продукции в год, с 2006 г. находится в состоянии банкротства, а Esmark понесла в прошлом году большие убытки по вине принадлежащего ей металлургического завода Wheeling Pittsburg. Впрочем, не исключено, что на данном этапе россиян больше интересует расширение присутствия на американском рынке само по себе, а вопрос о прибыльности приобретаемых активов является второстепенным.

Цены на стальную продукцию на мировом рынке продолжают подниматься. В июле они будут уже почти вдвое превышать уровень октября-ноября прошлого года (в США - более чем вдвое). При этом производители по-прежнему обосновывают постоянный рост цен подорожанием сырья и энергоносителей и увеличением транспортных расходов, хотя эти факторы, за исключением разве что нефти и металлолома, имеют все же ограниченное действие (цены на железную руду и коксующийся уголь, например, уже не будут пересматриваться до будущего года).

В последнее время подъем цен на металлопродукцию вызывает все больше нареканий со стороны потребителей. В США автомобильные компании жалуются, что подорожание стали вызовет увеличение их затрат на 600-900 дол. в пересчете на один автомобиль. Корпорация Ford сообщила, что из-за этого будет вынуждена скорректировать свою антикризисную программу, предусматривавшую достижение прибыльности к 2009 г.

Стоимость плоского проката в США и в самом деле должна к июлю превысить показатели конца прошлого года более чем в два раза. Компании AK Steel пока не удалось довести котировки на горячекатаные рулоны до более 1360 дол. за метрическую т ex-works, однако основные производители предлагают эту продукцию в июне по 1050-1060 дол. за короткую т (1158-1169 дол. за метрическую т) ex-works, а на июль-август выставляют цены порядка 1180-1240 дол. за метрическую т. Холоднокатаные рулоны в настоящее время продаются на американском рынке по 1135 дол. за короткую т (1251 дол. за метрическую т) ex-works и дороже.

Безусловно, автомобилестроительные компании получают автолист и другую стальную продукцию по долгосрочным контрактам, цены по которым могут быть значительно ниже, чем на спотовом рынке, но значительная часть этих соглашений истекает в текущем году, а в новых, как ожидается, будут содержаться совсем иные котировки. По подсчетам американских специалистов, дополнительные расходы автомобилестроителей составят в США в текущем году 8-13 млрд дол.

Аналогичные проблемы и у японских автомобильных компаний, вынужденных согласиться на рекордное за последние 26 лет повышение цен на горячий прокат - до более 100 тыс.йен (1000 дол.) за т. При этом на спотовом рынке японские компании планируют довести стоимость горячекатаных рулонов в третьем квартале до 1050-1100 дол. за т FOB, а холоднокатаных - до более 1150 дол. за т FOB.

Еще более значительный подъем ожидается на рынке толстолистовой стали. Японская Nippon Steel ретроспективно повысила с апреля цены для своего крупнейшего клиента Mitsubishi Heavy Industries на 20 тыс.йен за т, а в сентябре сделает прибавку еще на 10 тыс.йен за т. Совокупный рост цен (30 тыс.йен за т) составит 40% по сравнению с 2007-2008 финансовым годом.

Как заявляют представители Mitsubishi Heavy Industries, им пришлось согласиться на условия поставщика из-за невозможности обеспечить потребности в высококачественном судостроительном листе за счет импорта. В то же время другой крупный азиатский судостроитель, компания Hyundai Heavy Industries, сообщила, что будет ежегодно приобретать 300-500 тыс.т толстолистовой стали у китайской Baosteel, покрывая таким образом порядка 10% спроса на этот материал. Другая корейская судостроительная компания Daewoo Shipbuilding и вовсе готова продать свой контрольный пакет консорциуму, возглавляемому ведущей корейской металлургической корпорацией Posco.

На азиатском спотовом рынке цены на судостроительную сталь достигают 1230-1320 долларов за тонну FOB Китай или Япония с поставкой в июле. Коммерческие сорта предлагаются китайскими компаниями по 1100-1150 дол. за т FOB в Корею и страны Юго-Восточной Азии и по 1200 дол. за т FOB и более - в Европу, где аналогичная продукция пока что стоит от 800 евро (1265 дол.) за т с доставкой.

Вообще китайские компании уже в мае рассчитывают на существенный прирост экспорта стальной продукции по сравнению с предыдущими месяцами, и именно этот фактор может положить конец подъему цен в других регионах. Так, в Персидском заливе китайская арматура котируется на уровне 1050-1100 дол. за т C&F, тогда как турецкие производители стремятся взвинтить цены до более 1200 дол. за т C&F. Китайские горячекатаные рулоны, как предполагается, будут поступать на рынок ЕС в июле-августе по ценам около 1100-1120 дол. за т CIF, тогда как местные предприятия хотят к этому времени довести стоимость своей продукции до 720-760 евро (1140-1200 дол.) за т ex-works.

Китайская продукция остается неконкурентоспособной только на рынке полуфабрикатов из-за действующей 25%-ной экспортной пошлины. Даже существующие цены на заготовки и слябы, превышающие в Восточной Азии 1000 дол. за т C&F, слишком низки для китайских предприятий.

Рост запасов железной руды в китайских портах почти до 80 млн т (почти вдвое больше среднего показателя) к середине мая все сильнее беспокоит китайские власти. Стремление китайских импортеров сырья обеспечить себя материалом на случай возможных перебоев с поставками и взлета цен на спотовом рынке, если до конца июня не удастся достичь договоренности с австралийскими экспортерами, оборачивается многочисленными издержками.

Во-первых, покупка руды в запас привела к расширению китайского импорта в январе-апреле на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до около 153,5 млн т. Это увеличение спроса трактуется австралийскими компаниями Rio Tinto и BHP Billiton как признак грядущего дефицита на рынке и выставляется в качестве обоснования для повышения цен на руду. Во-вторых, китайские компании, скупающие сырье, вызвали нежелательный ажиотаж на транспортном рынке. Тарифы на фрахт, было снизившиеся весной, снова подскочили вверх до рекордно высоких уровней. Так, доставка тонны руды из Бразилии в Китай сейчас обходится почти в 108 дол. за т, а из Австралии - в 45 дол. за т. Эта разница более чем в 60 дол. за т служит для тех же австралийских компаний дополнительным стимулом, чтобы добиваться 85%-ного повышения цен на сырье в текущем финансовом году. Да и спотовые цены на индийский 63,5%-ный концентрат выросли до 192-195 дол. за т CIF, прибавив порядка 10 дол. менее чем за месяц.

Чтобы уменьшить запасы, китайские власти намерены ввести ряд ограничений, например, резко повысить плату за хранение руды в портах. Кроме того, импортеры, слишком усердно занимающиеся закупками впрок, могут потерять лицензии.

Между тем, переговоры между азиатскими потребителями железной руды и австралийскими поставщиками, как сообщают японские источники, по-прежнему не приносят никаких результатов. Стороны упорно стоят на своем и не отступают ни на йоту от занятых ими позиций.
Яндекс.Метрика