Вернуться ко всем новостям

Российские металлурги настаивают на долгосрочных контрактах с поставщиками сырья

05.07.2008
Вице-премьер российского правительства Игорь Сечин 27 июня провел в якутском городе Нерюнги совещание по вопросам развития российской угольной отрасли. Как позднее сообщила газета "Ведомости", на встрече вновь была подтверждена необходимость перехода угольщиков на длинные контракты с формулой цены. В свою очередь, кемеровский губернатор Аман Тулеев 28 июня заявил, что сначала угольщики должны удовлетворять внутренний спрос, а лишь затем оставшуюся часть направлять на экспорт.

По данным "Росинформугля", в 2007 г. российские компании добыли 74,9 млн т коксующегося угля, из которого было сделано 54 млн т концентрата. Из них 42,4 млн т реализовано на внутреннем рынке, 10 млн т - поставлено на экспорт. По экспертным оценкам, в 2007 г. дефицит на российском рынке углей спекающейся группы составил 35% потребностей, углей коксовой группы - 48 %.

Топ-менеджеры ряда ведущих российских металлургических комбинатов, присутствовавшие на совещании с угольщиками, предложили дополнительно обеспечивать гарантированные поставки и ценовую стабильность на внутреннем рынке через заключение с поставщиками сырья долгосрочных контрактов, содержащих в себе прозрачную формулу цены. В качестве ответного жеста ведущие металлургические комбинаты России подтверждают готовность осуществлять поставки своей продукции на внутреннем рынке в рамках аналогичных долгосрочных соглашений. Об этом, в частности, ранее заявлял владелец НЛМК Владимир Лисин.

Пресс-секретарь ОАО "ММК" Елена Азовцева также подтвердила, что комбинат приветствует тактику заключения "длинных" контрактов. Более того - Магнитогорский меткомбинат уже имеет практику работы в рамках долгосрочных договоренностей с основными поставщиками сырья - ММК первым в отрасли подписал 10-летний контракт на поставку железорудного сырья Соколовско-Сайбарского ГОКа (Республика Казахстан), действуют пятилетние контракты и с угольными компаниями "Распадский уголь", "Кузметуголь", "Сибуглемет", "Белон". "Долгосрочные и прозрачные отношения с основными нашими поставщиками и потребителями подтверждают свою эффективность на практике", - подчеркнула пресс-секретарь ММК.

Однако, отмечает Елена Азовцева, ММК пока не удается перейти на подобную практику с торговым домом "Мечел". "Пятилетний контракт с этим поставщиком был подписан еще в 2007 г., но "Мечел" в одностороннем порядке блокирует его исполнение, - заявила Е.Азовцева. Объемы и цены на поставляемый "Мечелом" угольный концентрат до сих пор приходится согласовывать ежемесячно, что не позволяет говорить о гарантированности поставок, их ритмичности и не дает возможности прогнозировать реальные затраты даже на среднесрочный период. Кроме того, "Мечел" не всегда выполняет уже согласованные месячные объемы поставки - только в июне месяце центральной обогатительной фабрикой "Сибирь" (ТД "Мечел") было отгружено в адрес комбината всего лишь 70% согласованных объемов, на июль - принято менее 50% от заявленных ММК объемов. ТД "Мечел" не спешит менять существующую систему взаимоотношений и переходить на длинные контракты, параллельно с этим наращивая экспортные поставки".

Отметим, что в 2008 г. крупнейшие металлургические предприятия страны заявили о своем намерении значительно увеличить поставки на внутренний рынок, и происходить это будет прежде всего за счет расширения производственных мощностей и увеличения общих объемов выпуска стали. Так, "Северсталь" планирует к 2012 г. нарастить производительность прокатных мощностей в России на 25% - до 13 млн т, и потратить на это порядка 2,4 млрд дол. Значительная часть этих объемов ориентирована на внутреннее российское потребление. Evraz к тому же сроку планирует практически удвоить поставки готового проката на российский рынок и довести их до 6,2 млн т по сравнению с нынешними 3 млн т. "Цена вопроса" составит не менее 1,8 млрд дол. Самые же амбициозные планы пока у ОАО "ММК" - к 2013 году компания планирует поставлять на внутренний рынок порядка 12 млн т готового проката против 7,3 млн т в прошлом году (рост почти в два раза).

Российские металлурги не только на словах, но на практике подтверждают свое внимание к внутреннему рынку. Так, в 2007 г. Магнитогорский металлургический комбинат поставил в Россию свыше 60% от общего объема выпущенной продукции. Однако, при сохранении текущей ценовой и контрактной политики поставщиков сырья на внутреннем российском рынке, текущие показатели и амбициозные планы металлургов могут быть поставлены под угрозу.
Яндекс.Метрика