Современные тенденции на сырьевых рынках создают стимулы сталелитейным компаниям к расширению сырьевой базы, и они скупают железорудные активы в самых перспективных регионах. Китайцы активно приобретают все, до чего могут дотянуться, Arcelor Mittal занялась африканской рудой, а российские компании интересуются Австралией и Бразилией.
По оценкам Fitch Ratings, в текущем году рост контрактных цен на железную руду и кокс (в отсутствие вертикальной интеграции) привел к увеличению затрат в доменном производстве приблизительно на 185 дол. на т. Еще на 100 дол. может увеличиться себестоимость металла в результате повышения стоимости электроэнергии, транспортировки, лома и затрат на оплату труда. При этом производители стали во всем мире старательно увеличивают свои мощности, чтобы максимально использовать благоприятную рыночную конъюнктуру. Поэтому повышение спроса на руду стабильно опережает рост предложения, и в ближайшие годы ее дефицит сохранится. Соответственно, цены продолжат свой рост.
Более того, понятно, что как бы ни были велики мировые запасы сталелитейного сырья, они все же ограничены. Так, китайские месторождения уже в большой мере исчерпаны, и страна, будучи крупнейшим производителем железной руды, быстро наращивает ее импорт. Европа импортирует необходимые объемы из других стран, так же обстоят дела в Японии и Южной Корее. На Украине и в России, где имеются немалые залежи этого сырья, рынки железной руды практически монополизированы, и интегрированные производители стали, не сумевшие своевременно обзавестись собственной сырьевой базой, вынуждены закупать руду у местных и зарубежных поставщиков по мировым ценам, которые растут уже шесть лет подряд. Понятно, что сейчас эти производители, получая огромные прибыли за счет высоких цен на сталь, стремятся инвестировать в приобретение сырьевых активов. Да и обеспеченные собственным сырьем компании охотно делают инвестиции в горнорудную отрасль, справедливо считая их весьма выгодными вложениями.
Крупнейший в мире производитель стали Arcelor Mittal планирует инвестировать 6 млрд дол. в приобретения и обновление производства железной руды, чтобы на 80% обеспечивать собственные нужды в железорудном сырье. Лидер рынка недавно уже приобрел несколько месторождений в Африке, Канаде и России, а также угольные шахты в Казахстане, Индии и Южной Америке. Последним крупным приобретением Arcelor Mittal стали 14,9% акций австралийской Macarthur Coal, купленные в мае за 631 млн дол. По словам руководителя стратегического подразделения группы Билла Скоттинга, Arcelor Mittal собирается добиться поставленной цели к 2014 г.
Кстати, имея в виду именно эту цель, "ArcelorMittal Кривой Рог" и создала консорциум с ИСД, у которого нет собственной железорудной базы. Партнеры собираются побороться за контроль над КГОКОРом, а также построить новый глубоководный порт на Черном море. В случае успеха этих начинаний они обеспечат свои заводы украинским железорудным сырьем, а также сумеют нарастить экспорт готовой продукции и увеличить импорт иностранного сырья. Возможно, к консорциуму присоединится и ММК им. Ильича, который сейчас закупает руду у "Метинвест Холдинга" и российских ГОКов Алишера Усманова. Кроме того, партнеры рассчитывают получить лицензии на один участок Великотокмакского месторождения марганцевой руды и организовать собственную добычу этого сырья на Украине, что позволит им избавиться от ценового диктата монополизировавшей этот рынок группы "Приват".
В России единственный из крупных меткомбинатов, не имевший до недавнего времени рудной базы, "Магнитка", в прошлом году выиграл конкурс на разработку Приоскольского месторождения в Белгородской области, и сейчас завершает проектировку ГОКа. Строительство начнется в 2009 г., срок реализации этого проекта стоимостью 1,8 млрд дол. составит три года. Ожидается, что к 2016 г. Приоскольский ГОК нарастит добычу до 25 млн т железной руды, что обеспечит до 80% потребности ММК. После реализации второго этапа мощности ГОКа будут увеличены до 35 млн т. В результате потребности ММК в сырье будут полностью закрыты на срок более 60 лет. Кроме того, "Магнитке" принадлежит 5,37% акций австралийского производителя железной руды Fortescue.
В свою очередь, Evraz занялся австралийскими железорудными активами. Группа сумела купить 19% акций местной компании Cape Lambert Iron Ore, которой принадлежит одноименное месторождение. Однако осуществить полное ее поглощение Evraz не удалось: в феврале китайская государственная корпорация China Metallurgical Group договорилась о покупке этой компании за 390 млн. долларов, и принадлежащего холдингу пакета было недостаточно, чтобы заблокировать сделку - для этого требовалось 20% акций. Однако Роман Абрамович, которому принадлежит 41% Evraz, быстро сумел превратить поражение в победу: холдинг договорился с китайцами о создании СП, в котором Evraz получает 75%, а право на покупку 60% концентрата досталось второму партнеру по освоению месторождения Cape Lambert в Западной Австралии. Пропорционально своим долям партнеры сделают инвестиции в этот проект, общая стоимость которого составит около 1 млрд дол. Планируемая мощность ГОКа - 15 млн т концентрата в год. Это весьма удачный ход: теперь Evraz сможет поставлять австралийский концентрат своему китайскому приобретению Delong Holdings. Хотя для Delong 6 млн т концентрата и многовато, понятно, что у Evraz не будет проблем с поиском сторонних покупателей на китайском рынке. Кроме того, благодаря этой покупке холдинг, который уже присутствует на рынках России, Северной Америки, Китая, Южной Африки и Украины, сможет существенно расширить свою географию.
В свою очередь, скупает сырьевые ресурсы и Алишер Усманов. Так, его инвестиционная компания Gallagher Holdings договорилась о покупке 27% акций австралийской горнодобывающей компании Strike Resources, которая направит полученные за этот пакет 98 млн дол. на разработку железорудного месторождения Apurimac Ferrum в Перу. Стоимость этого проекта оценивается в 2,3 млрд дол.
Включилась в погоню за рудой и "Северсталь", занимающая 11% американского рынка стальной продукции: после недавнего приобретения WCI Steel и Esmark этот вопрос приобрел для группы особую актуальность. Сейчас "Северсталь" намерена включиться в борьбу за Namisa - железорудное подразделение бразильской компании CSN, которая в начале 2008 г. решила продать его, чтобы погасить часть своего долга. По словам главы CSN Бенджамина Штейнбрука, приобретением этого актива интересуются в общей сложности 40 компаний, поэтому российской группе предстоит острая конкуренция с серьезными соперниками - в их число входят индийские Essar, Tata Steel и JSW, а также ArcelorMittal, китайская группа Shagang и два консорциума из Японии. Понятно также, что в борьбу могут включиться и другие крупные игроки рынка. Поэтому "Северсталь" имеет шанс заключить крупнейшую в своей истории сделку: хотя в текущем году Namisa планирует произвести около 7,5 млн т железной руды, в будущем CSN планирует увеличить добычу этого подразделения до 42 млн т, что при затратах 250 дол. за тонну мощности предполагает оценку компании в 10 млрд дол.
Кроме того, аналитики подозревают, что "Северсталь" сейчас присматривается к крупнейшему в США производителю железорудного сырья и коксующегося угля Cleveland-Cliffs. Эта сделка может обойтись компании в еще более крупную сумму, поскольку Cleveland-Cliffs только что согласилась заплатить 10 млрд дол. за угледобывающую компанию Alpha Natural Resources, которой принадлежат 57 шахт в четырех американских штатах. Разумеется, на этот шаг "Северсталь" может пойти, только если не сумеет выиграть борьбу за Namisa. Однако в любом случае сырьевые активы уже становятся высшим приоритетом для всех сталелитейных компаний.