Вернуться ко всем новостям

Сталелитейные компании расширяют свои производственные мощности

28.08.2008
На минувшей неделе о старте нового металлургического проекта объявлено во Вьетнаме. Индийская Tata Steel создала совместное предприятие с двумя вьетнамскими участниками - компанией Vietnam Steel и производителем цемента Vicem. Доля индусов в проекте составляет 65%.

Новый комбинат стоимостью около 5 млрд дол. и мощностью порядка 4,5 млн т будет построен в три этапа. Первый, предусматривающий установку стана холодной прокатки, планируется завершить уже в 2010 году. Это уже третий подобный крупный проект во Вьетнаме. Инициаторами двух предыдущих выступили корейская компания Posco и тайванская Formosa Plastics, еще один интегрированный комбинат может быть построен с участием малазийской Lion Group.

Скорее всего, все объявленные стройки будут доведены до конца, чего, очевидно, пока нельзя сказать в отношении, наверное, самого безумного проекта в истории мировой металлургии, который, тем не менее, сделал еще один небольшой шажок на пути к осуществлению. Немногим более года тому назад австралийский предприниматель Шейн Кондон, руководитель небольшой компании East West Line Parks , предложил протянуть трансавстралийскую железную дорогу длиной около 3300 км, которая соединила бы районы добычи железной руды на западе континента с угольными залежами востока. По замыслу Кондона, поезда, курсирующие по этой дороге, везли бы на запад коксующийся уголь и возвращались бы на восток с грузом железной руды, а на каждом конце этой линии, поближе к портам, предлагалось построить по шесть доменных печей совокупной мощностью 22 млн т в год. За счет этого Австралия, крупнейший в мире экспортер железной руды и угля, переходила бы на поставки продукции с более высокой добавленной стоимостью, будь то товарный чугун или слябы.

Как сообщает East West Line Parks, Шейну Кондону удалось заинтересовать своей идеей 19 металлургических компаний, которые выделили по 1,1 млн дол. на изучение перспективного проекта и определение его экономической обоснованности. Если результат будет положительным, старт проекта, стоимость которого оценивается в 49 млрд дол. (из них 14 млрд дол. пойдет на строительство железной дороги через пустыню) может быть дан уже в 2011-2012 годах. Завершение строительства предварительно запланировано на 2016 год.

Впрочем, обзаводиться новыми мощностями можно не только строя заводы. Российский Новолипецкий меткомбинат приобрел за 3,53 млрд дол. свой первый актив в США - крупнейшего американского независимого производителя стальных труб John Maneely Co. Эта компания владеет 16 предприятиями в США и Канаде совокупной мощностью более 2,7 млн т в год. В последнем финансовом году, завершившемся 30 июня, John Maneely Co. продала около 1,9 млн т труб.

НЛМК стал третьей российской металлургической компанией, обзаведшейся активами в Северной Америке. Ранее на рынки США и Канады вышли “Северсталь” и Evraz Group.

Август традиционно считается самым тихим месяцем на мировом рынке стали, но в этом году уровень потребительской активности, можно сказать, побивает многолетние антирекорды. Большинство покупателей полуфабрикатов и готового проката создали довольно значительные запасы во время подъема цен в первом полугодии, и теперь могут позволить себе выжидательную политику. Тем более, что стоимость стальной продукции постоянно снижается, и каждая неделя промедления приносит конкретные дивиденды.

В наибольшей степени подешевела длинномерная продукция. И заготовки, и арматура потеряли по сравнению с пиком в начале июля более 250 дол./т. Так, экспортеры заготовки из СНГ предлагают свою продукцию по 940-960 дол./т FOB с поставкой в сентябре, а стоимость арматуры опустилась до 1100-1150 дол./т FOB. Причем потребители считают эти цены недостаточно низкими. Так, компании из стран Персидского залива отвергают эти предложения, не говоря уже о попытках турецких компаний продавать арматуру по 1250 дол./т FOB, а китайских - по 1250-1350 дол./т C&F.

В Восточной Азии китайские компании сбавили экспортные цены на заготовки и арматуру практически до одного уровня - 950-980 дол./т FOB, однако некоторые трейдеры готовы продавать и полуфабрикаты, и готовый прокат гораздо дешевле - от 900 дол./т FOB. Корейские компании при этом заявляют, что рассчитывают на приобретение заготовок в сентябре-октябре не дороже 950 дол./т C&F.

Падения цен на длинномерную продукцию не происходит, разве что в США местным компаниям в августе даже удалось повысить цены на арматуру, доведя их до около 1140-1150 дол./т (метрическую) ex-works по сравнению с менее 1100 дол./т в июле. Низкоуглеродистая катанка стабилизировалась в интервале 1235-1260 дол./т ex-works. Правда, американские аналитики предсказывают на четвертый квартал понижение цен. По их словах, проблема заключается не только в низком спросе - в конце концов, он был незначительным и в первом полугодии. Просто теперь цены на конструкционную сталь в США вышли на среднемировой уровень, а то и превосходят их, так что в ближайшие месяцы следует ожидать расширения объемов импорта.

И на рынке плоского проката американский рынок выглядит сейчас наиболее благополучным. Стоимость горячекатаных рулонов достигает 1180 дол./т (метрическую) ex-works, холоднокатаных - 1275 дол./т, что при нынешнем курсе доллара превышает европейский уровень. В августе упала в цене только оцинкованная сталь. Из-за удешевления цинка металлургам пришлось снизить свои предложения от более 1300 до 1210-1240 дол./т (метрическую) ex-works.

В других регионах цены на листовую сталь идут под уклон. Потребители четко "держат паузу", спрос заметно отстает от предложения. В Азии китайским компаниям пришлось сбавить цены на горячий прокат до 950-990 дол./т FOB, холодный - до 1060-1070 дол., а оцинкованную сталь толщиной 1 мм - до 1070-1080 дол./т FOB. Даже коммерческая толстолистовая сталь подешевела до немногим более 1100 дол./т FOB. Только судостроительный лист продолжает сохранять позиции. Так, например, японская компания Nippon Steel планирует в четвертом квартале поднять цены на эту продукцию более чем на 200 дол./т по сравнению с третьим.

Многие металлургические компании надеются на восстановление спроса и возобновления роста цен в сентябре. Однако этот поворот на 180 градусов если и произойдет, вряд ли затронет все рынки. При этом наименее обнадеживающими выглядят перспективы длинномерной продукции.

Южноафриканская горно-добывающая группа Anglo American, зарегистрированная в Лондоне, заявила о своем намерении войти в число крупнейших мировых поставщиков железной руды. Группе уже принадлежит крупнейший производитель ЖРС в ЮАР компания Kumba, в прошлом году произведшая 32,4 млн т руды и планирующая расширение мощностей до 80 млн т к 2015 году, а на прошлой неделе Anglo American создала бразильское железорудное подразделение Anglo Ferrous. Его составили активы недавно приобретенной компании IronX, реализующей в настоящее время два крупных проекта в железорудной отрасли.

В новое подразделение, в частности, вошли месторождения Amapa и Minas-Rio. Производственная мощность первого должна составить около 6,5 млн т в год. В рамках проекта Minas-Rio ведется строительство пульпопровода длиной 525 км, который должен в 2010 году соединить район добычи железной руды с новым глубоководным портом в штате Рио-де-Жанейро. Объем поставок сырья оценивается здесь в 26,5 млн т в год, предполагаемыми клиентами являются металлургические компании из Восточной Азии и стран Ближнего Востока.

К 2017 году Anglo American планирует довести добычу железной руды на своих предприятиях до 150 млн т в год, что должно обеспечить компании четвертое место на мировом рынке этого сырья, правда, с большим отставанием от тройки лидеров (если она к тому времени все еще останется тройкой).

Очередное приобретение в сырьевой сфере сделала и корпорация Arcelor Mittal. Ее очередной покупкой стали 49% акций бразильской компании Mineracao Piramide Participacoes, владеющей несколькими месторождениями железной и марганцевой руды. Кроме того, китайская компания Hunan Valin Steel Tube and Wire, около трети акций которой тоже принадлежат Arcelor Mittal, заключила 15-летний контракт с австралийской фирмой Golden West, которая не только будет поставлять ей по 4,5 млн т железной руды в год, но и продаст китайцам 11,4% своих акций.

Спотовый рынок железной руды между тем взял паузу. Спрос на нем невысокий, особенно на качественное сырье с повышенным содержанием железа, цены понемногу уменьшаются, равно как и тарифы на фрахт. Стоимость индийского 63,5%-ного концентрата в Китае составляет около 175-180 дол./т CIF.

Из-за Олимпиады китайские металлургические компании сократили производство стали, однако еще большая потеря мощностей произошла в железорудной отрасли. В июле в Китае было получено около 63,7 млн т ЖРС, что на 22% меньше июньского показателя, тогда как выплавка стали снизилась всего на 4%. Это заставило китайцев снова расширить импорт, объем которого в июле составил 39,6 млн т, а по итогам семи месяцев текущего года - 269,6 млн т. Это на 21,8% больше, чем за тот же период предыдущего года.
Яндекс.Метрика