Возможно, спрос на уголь в Китае скоро станет ниже, чем предложение. Спрос снижается, а складские запасы растут.
В порте Циньхуандао (Qinhuandao) на севере Китая в настоящее время скопилось 8 млн т угля, 21 сентября запасы достигали 8,89 млн т. Это как минимум на 3 млн т больше обычного уровня. Ежедневно запасы увеличиваются на 100 тыс.т.
Циньхуандао - это крупнейший в Китае угольный терминал. Запасы угля в нем являются барометром угольного рынка в стране. Официальные представители порта заявляют, что в портовых складах можно хранить не более 10 млн т угля.
Отраслевые эксперты относят возросшие складские запасы за счет снижения спроса.
В то же время, экспорт угля в сентябре упал на 53,6% по сравнению с предыдущим годом, до 2,08 млн т. За три квартала 2008 г. экспорт угля из Китая составил 35,72 млн т, что на 6,1% ниже, чем в прошлом году. Резкое падение экспорта связано с введением экспортных квот, слабеющим спросом и высокими складскими запасами. Кроме того, на снижение объемов экспорта повлияло и падение цен на уголь на мировом рынке.
Экспортные квоты на уголь оцениваются в 2008 г. в 53 млн т, из которых 31,8 млн т были распределены в марте. Вторая порция экспортных квот еще не определена.
В основных регионах потребления угля растут его складские запасы. Так, в порте Гуанчжоу на юге Китая хранится около 2,2 млн т угля, по сравнению с 1,7 млн т а июне.
По данным Китайского совета по электроэнергии, в июне складские запасы угля составляли 19,62 млн т, что достаточно для 10 дней потребления, к началу сентября они выросли до 29,3 млн т, что достаточно для 15 дней потребления.
Поставки угля по стране в целом составляли в августе 70-76 млн т, в то время как потребление было на уровне 62,25 млн т.
Охлаждение экономики уменьшило спрос на электроэнергию, в особенности, получаемую на угольных электростанциях. Спрос на электроэнергию снижался во многих провинциях и городах КНР, таких как Шанхай, Пекин и др.
Еще одна причина увеличившихся складских запасов угля - это ограниченные возможности транспортной инфраструктуры, в особенности железных дорог.
Однако эксперты остаются оптимистичными. Они считают, что в зимний сезон потребление вырастет, а вместе с ним и цены на уголь. Некоторые эксперты считают, что текущая ситуация с запасами является только временной, и что нет серьезных причин для резкого падения цен.