Вернуться ко всем новостям

Президент АК "АЛРОСА" рассказал о планах компании

04.02.2009
#Электронная карта
#Итоги
#2020
#Недропользование
#Россия
#Map Mineral

Из-за кризиса спрос на бриллианты упал. Восстановить рынок бриллиантов крупнейшие алмазодобывающие компании мира решили сообща, рассказал президент АК "АЛРОСА" Сергей Выборнов.

В мировой экономике не осталось ни одной отрасли, которая бы не ощутила на себе влияние кризиса. Рынок роскоши исключением не стал - люди перестали тратиться на покупку бриллиантов. О том, как алмазодобывающие компании будут поддерживать рынок и как "АЛРОСА" будет переживать тяжелые времена, в интервью "Ведомостям" рассказал президент "АЛРОСЫ" Сергей Выборнов.

Как нынешний кризис в мировой и российской экономике отразился на алмазной отрасли? "Нынешняя ситуация уникальна - ничего подобного еще не случалось. Базируясь на опыте нашей отрасли, могу сказать, что кризис имеет психологический оттенок. По продажам изделий с бриллиантами видны настроения людей. Это не предмет первой необходимости, а символ отношений. Мы продаем не товар, а скорее услугу. Кризис сказался на настроениях наших клиентов, и мы видим, что продажи упали. По итогам новогодних продаж в США рынок luxury сократился на 20-25% - это пока предварительные данные. До конца года спрос, думаю, восстановится, однако есть существенный негативный момент - на рынке скопились очень большие стоки, прежде всего сырья, но и бриллиантов тоже. Стоки начали скапливаться у индийских производителей, а сейчас распространяются на всю цепочку. По разным оценкам, объем стоков около 15-20 млрд дол., при том что ежегодные объемы продаж сырья - около 10 млрд дол. В России ситуация уникальная, у нас в IV квартале продажи изделий с бриллиантами выросли на 40%, правда в недорогом сегменте. Только, к сожалению, объем продаж невелик. В России люди изначально вкладывали сбережения в изделия с бриллиантами, оценивая отдельно камни, отдельно золото, зачастую не всегда самого высокого качества", - считает С.Выборнов.

Отвечая на вопрос о том, кто больше всего пострадал от кризиса из сегментов отраслевой цепочки: алмазодобывающие компании, огранщики или ювелиры, он отметил: "Огранщики - наиболее уязвимая часть diamond pipeline (алмазный трубопровод) не только во время кризиса, но и при любых изменениях конъюнктуры рынка. На уровне добычи алмазов маржа в среднем 40%, на другом конце, на уровне брендов, - 60-70%, а в середине всего 1-3%. С такой маржей любое движение, даже ошибка при покупке сырья, нередко приводит к трудным ситуациям. Пострадали банки, которые работают с алмазным сырьем и бриллиантами. Наши коллеги по бизнесу, и мы в том числе, опасаемся падения цены. Бриллианты - это недешевый товар, но здесь законы спроса и предложения работают на уровне сентиментальном: хочет человек сделать подарок или нет. Банки, например, не сбрасывают стоки, горные компании тоже. Мы ушли с рынка и продаем исключительно в Гохран. Мы хотим поддержать рынок, наших коллег по цеху, мы одни можем позволить себе эту "роскошь", поскольку есть поддержка Минфина и есть Гохран. De Beers, другие горные компании закрывают производство. Мы должны сложный момент пережить, зиму-весну, и, видимо, тогда потихонечку будем возвращаться на рынок. Нам это нелегко еще и потому, что 2009 год для "АЛРОСЫ" - наиболее активный год по плану строительства подземных рудников. На них мы потратим максимальное количество денег. Сокращать финансирование мы не можем, поскольку это будет означать отказ от добычи".

Президент "АЛРОСЫ" рассказал о планах компании по поддержке рынка: "В феврале производители алмазного сырья - "АЛРОСА", De Beers, ВНР Billiton, Rio Tinto, Harry Winston - объявят о начале маркетинговой кампании по продвижению бриллиантов. Проект называется Generic Diamonds Marketing - мы будем продвигать бриллианты без привязки, где они огранены, кем добыты. Это совместный вклад добытчиков в развитие рынка. Я думаю, что крупные игроки в других частях алмазного трубопровода к нам присоединятся. Исторически получилось так, что никто никогда не вкладывал в рекламу стоимости бриллиантов. Были очень хорошие, эффективные маркетинговые кампании: кольцо на правой руке, троица, - но никто никогда не думал о том, что бриллиант - это инвестиционная ценность. И кроме того, они действительно вечны. Например, на Удачном - это одна из наших трубок - возраст камней - 2,4 млрд лет. Возраст Земли - 2,8 млрд лет. Но при этом каждый камень уникален, и людям всегда было крайне сложно рассматривать бриллиант как объект для инвестиций".

Об объемах продаж в Гохран: "Всего (ежегодно) продаем на 2,8 млрд дол. Хотели бы в этом году сохранить те же объемы продаж. Продажи в Гохран - рыночная мера, это не какой-то уход в кубышку. Мы создали дефицит российского сырья. Это дает нам хорошие переговорные позиции с держателями больших стоков - крупнейшими дилерами и ограночными компаниями, с теми, с кем мы выстраиваем долгосрочные контрактные отношения. Это наша работа на будущее".

Как будут строиться отношения с De Beers после того, как завершило свое действие соглашение о продаже алмазного сырья, по которому все поставляемые за границу алмазы шли только в адрес De Beers? "Мы завершили соглашение, причем это было сделано по взаимному согласию в декабре 2008 г. Мы выиграли суд у Еврокомиссии, после чего могли и дальше продавать на экспорт алмазы только De Beers, но делать этого не будем. "АЛРОСА" должна иметь собственный сбыт и собственных клиентов. "АЛРОСА" и так слишком долго, вернее, всегда находилась под крылом De Beers. К моему большому сожалению, сейчас они не могут контролировать рынок, поскольку их доля на рынке очень сильно упала, и у них нет ни сил, ни средств (контролировать рынок). Отсюда, собственно, и появилась совместная маркетинговая инициатива всех добывающих компаний".

Мы были не готовы к кризису с точки зрения сбыта. Простое сравнение - в самом начале кризиса у нас клиенты исчезли сразу, потому что их было очень много. A De Beers некоторое время продолжала продавать сырье своим сайтхолдерам, хотя объемы продаж уменьшились. Конечно, было бы логично иметь собственных клиентов, сайтхолдеров, бизнес которых нужно поддерживать в трудное для них время. При том понимании, что когда случится то, что случилось сейчас, они будут поддерживать добытчиков. К сожалению, "АЛРОСА" не успела перестроить свои продажи: 50% покупала De Beers, 50% уходило на внутренний рынок с огромным дисконтом. Так было 50 лет. Только в 2007 г. Владимир Путин подписал указ об отмене квот - это был последний, финальный шаг к либерализации алмазного рынка. До этого рынок строго делился на не наш, De Beers, и наш. Последний на самом деле тоже не совсем наш, потому что за большей частью гранильных предприятий России стоят инвесторы из Израиля, Индии, Китая. Теперь все наши клиенты равны. Последние полгода проводим работу с крупными производителями бриллиантов, особенно теми, которые занимают дополнительную позицию на рынке ювелирных изделий. Мы напрямую продаем сырье Tiffany & Co. Это уже конец diamond pipeline - они пока единственные, кто сумел создать собственную сырьевую команду. Насколько мне известно, ни одна другая ювелирная компания такого не сделала. Это идеальный вариант, поскольку мы могли бы на длинную перспективу подписывать договор, понимая, что производителю нужны алмазы определенного размера, качества, цвета. Для нас это гарантия сбыта. Но распаковать все наше сырье по таким контрактам - это очень сложно сделать. К тому же кризис очень сильно почистит этот рынок, посмотрим, кто останется".

Как развивается собственный гранильный бизнес "АЛРОСЫ"? "Мы на втором месте в России. До кризиса мы запустили новый бренд, сейчас будем его развивать, хотя время не самое лучшее. Бренд находится в специфической нише - бриллианты, сделанные из алмазов высокого качества, цветовых характеристик. Камни предназначены не только для корпоративных, но и для крупных частных клиентов, которые могут покупать бриллианты как объект для сбережения средств. Это пилотный проект, очень небольшого размера - 10-15 млн дол. Алмазы, мы об этом говорили, никогда не рассматривали как объект для вложения денег. Мы считаем, что сейчас самое время продвигать это качество бриллиантов. Это действительно бренд, все бриллианты будут маркированы голограммой, на которой будет видно, что это "АЛРОСА". Люди смогут их покупать по одному, по два. Это новая тема для нас, не серийное производство".

После того как государство получило контроль в компании, изменилось ли отношение правительства Якутии к "АЛРОСЕ"? "Не вижу принципиальной разницы между министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и Росимуществом - они представляют одно государство-акционера. Конфликт был между представителями министерства имущественных отношений Якутии и частью менеджмента. Сейчас его нет".

До кризиса "АЛРОСА" планировала диверсифицировать бизнес. Будут ли реализованы эти планы? "Идею выдвинул министр финансов Алексей Кудрин. Речь шла о том, чтобы хеджировать риски. У алмазов нет своего экономического цикла, как у металлов: золота, меди. В принципе, чем больше горный бизнес диверсифицирован, тем меньше рисков у компании. Такие глобальные вещи, как сейчас, когда упало все, случаются редко. Но сейчас, в условиях кризиса, видимо, не стоит говорить о диверсификации, которая может отвлечь средства от основного производства. С другой стороны, "АЛРОСА" исторически создала вокруг себя группу разных компаний. Началось это, правда, в первые годы капитализма в России. Не все из них сейчас имеет смысл сохранять. У нас есть непрофильные нефтяные активы, от которых мы намерены избавляться в Якутии. Мы купили четыре железорудных месторождения в Якутии. Сейчас думаем, каким путем идти, будем связываться с Минприроды. Для разработки месторождений нужны капвложения, которые мы могли бы поднять до кризиса, но сейчас, на мой взгляд, это становится проблематичным. Есть зарубежный интерес к этим месторождениям. Но нужно согласование с правительством, потому что месторождения по запасам соизмеримы и даже больше Курской магнитной аномалии. Продавать не будем, но, может быть, найдем инвестора. При этом не могу сказать, что в России есть интерес".

Каков размер долга "АЛРОСЫ" на конец 2008 г.? "У нас весь долг бланковый, кредиторы не требуют его обеспечения, и это вопрос доверия. Могу сказать, что у нас был большой удельный вес короткого долга. Мы его реструктурировали полностью - 44, 2 млрд руб. в "долгие" деньги. Получили в декабре у ВТБ. В целом ситуация нормальная. Мы будем избавляться от неосновных активов и, соответственно, уменьшим долг. За счет продажи непрофильных активов сумма может быть существенной - 600-700 млн дол.".

Уже после того, как было взято интервью, контролирующий акционер "Металлоинвеста" Алишер Усманов высказал неожиданную идею: он заявил, что первым шагом к созданию в России диверсифицированного горно-металлургического гиганта "должно было стать объединение "Металлоинвеста", как крупнейшего производителя руды, и "Норильского никеля" - лидера в производстве никеля, меди и платиноидов. Дальше к ним мог бы быть присоединен и какой-нибудь производитель угля, к примеру "Мечел". "АЛРОСА" также прекрасно вписывается в этот ряд". На просьбу дополнительно прокомментировать это заявление С.Выборнов ответил, что "с данной идеей не знаком и комментировать тут пока нечего".