Консорциум "Северстали", En+ Group и "Реновы" претендует на угольное месторождение Таван-Толгой в Монголии и зовет в проект РЖД. Бороться за актив придется с мировыми гигантами - BHP Billiton, Vale, Xstrata.
Таван-Толгой - одно из крупнейших в мире угольных месторождений. Его запасы оцениваются в 6,5 млрд т каменного угля, около 40% запасов месторождения составляет высококалорийный коксующийся уголь. Правительство Монголии планирует продать 49% в проекте Таван-Толгой за 2 млрд дол. и уже привлекло JPMorgan и Deutsche Bank в качестве консультантов и посредников по сделке.
Продать месторождение Монголия планирует не в первый раз. А "Ренова", "Северсталь" и "Базэл" о создании консорциума для участия в конкурсе по Таван-Толгою объявили еще в конце 2006 г. Предполагается, что в случае победы у компаний будут равные доли в проекте.
В 1990-х BHP уже получала лицензию на разработку Таван-Толгоя, но вернула ее Монголии, сочтя добычу экономически нецелесообразной.
В этом году цены на коксующийся уголь, по данным "Уралсиба", упадут примерно вдвое, до 140 дол. за 1 т, значит, срок окупаемости Талван-Толгоя составит десять лет вместо возможных пяти.
Для освоения месторождения нужно построить железнодорожную ветку (протяженность - около 400 км) и электростанцию, говорит аналитик "Уралсиба" Дмитрий Смолин. По его оценкам, строительство инфраструктуры обойдется примерно в 5 млрд дол., еще порядка 2 млрд дол. нужно вложить в само месторождение. Поэтому у иностранцев шансов больше: для таких гигантов, как BHP и Xstrata, заплатить 2 млрд дол. за лицензию - не проблема, отмечает аналитик ИФД "Капиталъ" Павел Шелехов, а у участников российского консорциума свободных средств почти нет.
"Коммерсантъ" пишет, что речь идет о создании ОАО "РЖД" и Монголией СП, которому должны быть переданы Таван-Толгой, медно-золотое месторождение Оюу-Толгой и ряд других активов. Затем СП будет выбирать партнеров по проектам из числа российских частных предпринимателей, создавая совместные предприятия уже с ними. Часть средств от проектов должна пойти на финансирование железной дороги. Предварительных договоренностей Владимиру Якунину удалось достичь как раз с Олегом Дерипаской, Виктором Вексельбергом и Алексеем Мордашовым. Последние переговоры состоялись на прошлой неделе. В En+ подтвердили, что "консорциум провел консультации с ОАО "РЖД", стороны достигли взаимопонимания и договорились о взаимной координации усилий".
По словам В.Якунина, он доложил о проекте премьеру Владимиру Путину и получил одобрение.
Вопрос немедленного привлечения средств на Таван-Толгой не стоит, поскольку основной объем вложений в месторождение потребуется не ранее 2012 г.