Президенты России и Туркмении Дмитрий Медведев и Курбангулы Бердымухаммедов не смогли подписать ожидавшееся соглашение о строительстве участка газопровода "Восток - Запад".
Москва опасается, что Ашхабад использует трубу в том числе для Nabucco, говорят эксперты. Не решены проблемы финансирования строительства, сообщили источники в делегациях.
Россия и Туркмения подпишут соглашение о строительстве участка газопровода "Восток - Запад" на одной из ближайших встреч президентов Д.Медведева и К.Бердымухаммедова. Об этом заявил помощник российского главы государства Сергей Приходько по итогам состоявшихся в Москве переговоров в рамках государственного визита туркменского лидера.
Трубопровод "Восток - Запад" протяженностью около 600 км должен связать северо-восточные газовые месторождения Туркмении с Прикаспийским газопроводом. Однако статус газопровода будет полностью определять туркменская сторона, и он может быть использован и для транспортировки газа из внутренних районов Туркмении к точке начала строительства "антироссийского" газопровода Nabucco, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Межправительственное соглашение о строительства Прикаспийского газопровода было подписано Туркменией, Россией и Казахстаном в декабре 2007 г. Москва придает Прикаспийскому трубопроводу ключевое значение - это способ транспортировки туркменского газа, конкурирующий с европейским проектом Nabucco.
"Соглашение (о строительстве трубопровода) очень важно для перспектив сотрудничества России и Туркмении. Работа в ходе сегодняшнего визита над соглашением была продолжена. Стороны существенно продвинулись в подготовке его текста", - пояснил С.Приходько.
Стороны планировали объявить о заключении договора о строительстве трубопровода после переговоров.
Помощник президента уточнил, что в ближайшее время состоится визит в Туркмению министра энергетики России Сергея Шматко для доработки текста соглашения.
Источник в российской делегации уточнил, что, скорее всего, соглашение о строительстве газопровода будет подписано или в ходе Санкт-Петербургского экономического форума, намеченного на июнь, или во время традиционно проводимых в июле скачек на приз президента РФ - здесь состоятся ближайшие встречи президентов России и Туркмении.
Причин переноса соглашения две, говорят источники в делегациях и эксперты. С одной стороны, не решен вопрос финансирования проекта в условиях кризиса, во-вторых, Москве может быть невыгодно сейчас строить трубопровод, который будет использован в рамках Nabucco.
С.Приходько уточняет: стоимость проекта "Восток - Запад" составляет не менее 1 млрд дол., вопрос о способе финансирования строительства пока не решен: "Поскольку в связи с финансовым кризисом вопрос ресурсов - вопрос серьезный, требуется дополнительная проработка". Он заверил, что "никаких разногласий" между сторонами нет.
Проект Nabucco, для участия в котором трубопровод "Восток - Запад" также необходим, на прошедших в Кремле переговорах не обсуждался. "Для нас судьба возможного, гипотетического газопровода Nabucco - не предмет для переговоров с кем-либо", - отметил С.Приходько. "Если этот проект и существует, то на бумагах и в головах некоторых чиновников", - добавил он.
"У трубопровода "Восток - Запад" двойное назначение, но Россия, конечно, не хотела бы, чтобы он использовался для Транскаспийского газопровода, который предусматривает доставку сырья в обход России", - говорит М.Корчемкин. Эксперт полагает, что на данный момент Москва заинтересована в отсрочке заключения соглашения о строительстве. "Газпром" сейчас покупает у Туркмении и так очень много газа по европейским ценам, и получается, что доходы растут у Туркмении, а не у российской компании. Сейчас вообще не время затевать такие серьезные проекты, поскольку спрос на газ в Европе падает", - добавил М.Корчемкин.
На переговорах также обсуждалась безопасность Прикаспийского трубопровода. "Мы продолжим сотрудничество в сфере безопасности, в том числе, безопасности экономической. В частности, я имею в виду ту инициативу, с которой выступил Туркменистан, о поддержке обеспечения надежности работы, стабильности работы международных газотранспортных систем", - заявил Д.Медведев.