Китайские компании решают вопросы конкурентоспособности на долгосрочную перспективу. Наибольшая их активность сосредоточена в Австралии, где после охоты на "мелкую дичь" китайцам, похоже, удалось поймать "крупного зверя".
17 марта Австралийский комитет по иностранным инвестициям (FIRB) принял решение о переносе решения о сделке между китайской Chinalco и австралийской компанией, производителем алюминия Rio Tinto, на 90 дней. Без санкции FIRB Chinalco не сможет увеличить свой пакет акций в Rio до 18%, укрепив свои позиции в качестве крупнейшего акционера компании.
В самой Австралии отношение к сделке двоякое. С одной стороны, Rio Tinto - один из столпов национальной экономики, и правительство опасается, что без почти 20 млрд дол. китайских инвестиций финансовая устойчивость и рыночные позиции компании могут серьезно пошатнуться.
С другой, в стране растет сопротивление планам Chinalco. Скептики не верят в благородные намерения азиатского "белого рыцаря", опасаясь, что получение контроля над национальными стратегическими ресурсами в долгосрочной перспективе приведет к ослаблению глобальных позиций Rio Tinto.
Параметры сделки Chinalco - Rio Tinto изучает также комитет по экономике австралийского сената, который вынесет свое решение к июню. Законодателей тревожит, что покупателем стратегических активов Австралии является госкомпания, и Пекин может использовать контроль над акциями Rio в своих собственных целях. Например, для влияния на цены, по которым покупают руду Rio китайские меткомпании.
Есть оппоненты этим инвестициям и среди акционеров Rio Tinto, которые опасаются, что их доля в компании будет размыта, и ключевые решения станут приниматься без учета их интересов. По данным Bloomberg, против инвестиций госкомпаний КНР в экономику страны высказывается 78% австралийцев. Такая реакция вызвана чрезмерной активностью китайцев по скупке сырьевых компаний Австралии. Помимо сделки Chinalco - Rio Tinto, в феврале China Minmetals договорилась о покупке австралийской компании OZ Minerals, крупного производителя цветных металлов (второе место в мире по производству цинка).
25 марта австралийская комиссия по конкуренции и правам потребителей (ACCC) заявила, что не видит угрозы для конкуренции в получении Chinalco крупного пакета акций Rio Tinto. Позитивное решение антимонопольного регулятора повышает вероятность позитивного для китайцев исхода сделки.
Окончательное решение будет принимать министр финансов, основываясь на рекомендациях FIRB и других ведомств. Ему придется сделать непростой выбор: наложить ли вето на сделку между компаниями, одобрить ее или же одобрить с определенными условиями. Впрочем, эксперты сомневаются, что китайцы примут на себя какие-либо обязательства, которые помешают им оказывать влияние на деятельность Rio Tinto.
До середины минувшего года дела у Rio Tinto шли отлично - после поглощения в 2007 г. канадской Alcan австралийско-британский концерн стал вторым в мире производителем алюминия, добавив этот почетный статус к остальным своим регалиям: №2 по выпуску железной руды; №4 по выпуску угля; №4 по выпуску меди; №4 по выпуску золота; крупный производитель алмазов и урана.
В 2008 г. компания избежала поглощения со стороны своего австралийского и глобального конкурента BHP Billiton.
Все изменилось с началом глобального экономического спада. Отказ ряда потребителей от закупки руды, снижение цен на сырье и необходимость выплаты взятых ранее кредитов поставили Rio Tinto в сложное финансовое положение. Почти 40 млрд дол. долга вынудили компанию сокращать расходы, в том числе на развитие. Стало очевидным, что без объявленных ранее 13 млрд дол. вложений в увеличение добычи до 320 млн т Rio не сможет удержать свои позиции как одного из лидеров глобального сырьевого рынка.
Пытаясь спасти положение, компания объявила о сокращении производства, инвестиций и увольнении 14 тыс. работников по всему миру. В 2008 г. Rio Tinto планировала добыть 220 млн т руды, к 2013 г. довести производство до 320 млн т. Кризис вынудил пересмотреть эти планы, и на текущий год Rio Tinto, в лучшем случае, сохранит производство на уровне 150 млн т.
Было также принято решение о продаже активов, и здесь компания столкнулась с новыми сложностями, когда стало ясно, что реальным покупателем являются только китайцы.
В рамках сделки Chinalco вложит 12,3 млрд дол. в три стратегических партнерства с подразделениями Rio Tinto по добыче алюминия, меди и железной руды в Австралии и Чили, в которых китайцы будут иметь миноритарные доли. Речь идет об алюминиевых проектах Бойн (Boyne), Вейпа (Weipa) и Ярван (Yarwun), медных Грасберг (Grasberg), Ла-Гранжа (La Granja), Кеннекотт (Kennecott) и доле в 49,75% из 30% акций Rio Tinto в чилийском месторождении Эскондида (Escondida), а также 15% акций железного рудника Хамерсли (Hamersley Iron). Все это мощные активы, нуждающиеся, однако, в инвестициях для повышения производительности.
Что касается Хамерсли, то добыча руды здесь составляет около 120 млн т, или более 75% всего производства Rio Tinto, которое за 2008 г. достигло 153 млн т (при плане 190 млн т).
Rio и Chinalco инвестируют еще по 500 млн дол. в СП, которое займется разработкой перспективных проектов, в частности, месторождения железной руды Симанду (Simandou) в Гвинее.
Китайцы хотели также купить у Rio Tinto какие-либо активы их алюминиевого подразделения Alcan, однако получили отказ. Объяснение этому простое - этот актив принес корпорации в 2008 г. 1,1 млрд дол. по сравнению с 87 млн дол. за 2007 г.
Вторая часть сделки - покупка Chinalco конвертируемых облигаций Rio Tinto на сумму 7,2 млрд дол., которые в случае перевода в акции в будущем позволят ей увеличить свою долю в Rio с 9% до 18%. Срок обращения облигаций - семь лет, по ним будет выплачиваться купон 9-9,5%.
К концу минувшего года Rio Tinto уменьшила чистый долг на 6,5 млрд дол., до 38,7 млрд дол., а в начале 2009 г. получила еще 1,6 млрд дол. от бразильской Vale за рудник Корумба (Corumba) в Бразилии и калийный проект в Аргентине, еще 125 млн дол. выручено за продажу 50% акций алюминиевого завода Нинся (Ningxia) в КНР.
Продажа Корумбы за 750 млн дол. стала очень удачной сделкой для Rio - бразильский конкурент заплатил 229 дол. за т железной руды. Rio Tinto объявила, что из-за кризиса не может профинансировать программу наращивания добычи Корумбы с 2 млн т в настоящее время до 13 млн т (в конце 2010 г.), а затем до 23 млн т в год (в последующие пять лет). Теперь необходимые инвестиции (более 2 млрд дол.) придется искать уже Vale.
Таким образом, за последний квартал Rio Tinto продала активов на 21 млрд дол., что позволит ей сократить долг вдвое и провести ближайшие выплаты по кредитам - 8,9 млрд дол. в нынешнем октябре и еще 10 млрд дол. - в октябре 2010 г.
Chinalco - ведущий производитель глинозема в КНР и один из крупнейших производителей алюминия.
Новый председатель совета директоров компании Сюн Вейпинь (Xiong Weiping), кстати, специалист по иностранным инвестициям и совместным предприятиям, заявил, что Chinalco, которая должна получить два места в совете директоров Rio, не намерена пытаться контролировать Rio Tinto. После формализации прав на владение 18% компании Chinalco станет крупнейшим акционером, и в этом качестве получит рычаги влияния на принимаемые решения. Chinalco единолично будет владеть этими акциями, поскольку американский алюминиевый гигант Alcoa, участвовавший в сделке по покупке 9% Rio Tinto в 2008 г., продал свою долю китайцам за 1,02 млрд дол.
Китайцы отвергают обвинения в том, что сделка с Rio Tinto является политическим шагом для усиления влияния КНР на глобальной арене. В Chinalco заявили, что "другие иностранные компании также имеют совместные предприятия с Rio Tinto и это никому не мешает".
Ну а Сюн Вейпинь заявил во время своего визита в Австралию, что "у нас нет никаких планов по изменению нашей доли в Rio Tinto в настоящий момент", но в этой фразе ключевыми можно считать именно последние три слова.